Модель рынка дифференцированной продукции для формирования прогнозов его развития (на примере рынка сыра)

 
Код статьиS042473880010497-5-1
DOI10.31857/S042473880010497-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова (филиал “Федерального научного центра аграрной экономики и социального развития сельских территорий — ВНИИЭСХ”)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЭкономика и математические методы
ВыпускТом 56 Номер 3
Страницы68-78
Аннотация

В работе представлена модель частичного равновесия для формирования прогнозов (или для оценки перспектив) развития рынка дифференцированной продукции, позволяющая прогнозировать основные параметры спроса и предложения товарного рынка. Модель состоит из двух субмоделей. С помощью модели ценообразования на рынке дифференцированной продукции с двумя конкурентами определяются параметры ценового равновесия, которые затем используются в модели прогноза. Практические возможности модели продемонстрированы на примере российского рынка сычужного сыра. Анализ прогноза показал, что в перспективе ожидается выравнивание темпов производства отечественной продукции и ввоза импортной. Цены производителей отечественных сыров будут расти, в то время как цена импортных будет снижаться. Рост потребления преимущественно будет обеспечиваться за счет импорта. Значительная часть спроса в связи с сокращением денежных доходов населения будет перемещаться в более доступные по цене продуктовые сегменты. Модель прогнозов развития рынков дифференцированной продукции является односекторной моделью частичного равновесия и предназначена для органов управления, принимающих решения для разработки мер экономической политики.

Ключевые слованесовершенная конкуренция, рынок дифференцированной продукции, модель частичного равновесия, прогноз развития, рынок сыра
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-010-00098)
Получено10.07.2020
Дата публикации04.09.2020
Кол-во символов30871
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 1. Введение
2 Разработка прогнозов вносит устойчивость и предсказуемость в процессы развития товарных рынков. Анализируя ожидаемые в перспективе цены и спрос на отдельные виды продукции, производители могут сформировать структуру производства выгодным для себя образом. Органы государственного регулирования используют прогнозы при разработке программных документов, планировании сроков реализации мер экономической политики, а также в целях предупреждения кризисных ситуаций. Модели и методы прогнозирования представляют собой важную часть методологии исследования товарных рынков.
3 В общей системе товарных рынков по степени важности выделяется рынок агропродовольственной продукции. Его значимость заключается в том, что продовольствие входит в сферу первичных потребностей населения; существует необходимость ежедневного нормированного потребления продуктов питания. Одновременно производство сельскохозяйственной продукции связано с высокой зависимостью от природно-климатических условий, что отражается в повышенной волатильности конкретных рынков.
4 В системе агропродовольственного сектора России большой интерес для научных разработок представляет рынок молока и молочной продукции, так как он остается одним из наиболее важных рынков с точки зрения спроса, но одновременно — и одним из самых проблемных. Его специфика связана с продолжительными инвестиционными циклами, которые в текущих макроэкономических условиях не привлекают инвесторов. В продовольственной корзине населения расходы на сыр и сырные продукты занимают важное место, что свидетельствует о высокой актуальности разработки прогнозов динамики производства для этого вида продукции.
5 Имеется ряд эмпирических исследований, свидетельствующих о несовершенном виде конкуренции на рынке сыра. В работе (Shields, 2010) оценивался уровень концентрации в производстве сыра в США. Так, доля четырех предприятий в период 1972–2002 гг. составляла от 34 до 52%, что подтверждает наличие в этой отрасти в США несовершенной конкуренции. Эконометрический анализ, выполненный в работе (Chavas, 2008), свидетельствует о несовершенной конкуренции также и на рынке предприятий, занятых хранением сыров, в США. В (Arnade et al., 2007) авторы оценивали уровень конкуренции на розничных рынках сыра; было установлено наличие ценовых наценок, характерных для несовершенно конкурентного поведения. Тенденция к разнообразию предложения молочной продукции в крупнейших странах–производителях молочной продукции также стимулируется мерами политики правового регулирования. Так, одним из ключевых положений законодательства стран ЕС в отношении «защищенного наименования места происхождения» (Protected denomination of origin) является необходимость использования в производстве сыра молока местных производителей (Soregaroli et al., 2011).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 224

Оценка читателей: голосов 0

1. Дорн Ю. (2018). Как сыр в масле? // Сиб.фм. Режим доступа: https://sib.fm/articles/2018/02/28/kak-syr-v-masle

2. Герасимов В. (2019). Чем алтайские сыроделы привлекают клиентов в условиях жесткой конкуренции // Алтайская правда. 2 сентября. Режим доступа: https://www.ap22.ru/paper/Chem-altayskie-syrodely-privlekayut-klientov-v-usloviyah-zhestkoy-konkurentsii.html

3. Лиманова Е.Г., Буфетова Л.П. (2002). Основы экономики. Экономический факультет Новосибирского государственного университета.

4. Перехожук A. (2013). Анализ экспортных рынков и ценообразования на мировых рынках зерновых культур. APK-Inform. 13 июля. Режим доступа: http://www.apk-inform.com/ru/exclusive/topic/1018758#.WRwvWtSLTGg

5. Сиптиц С.О., Романенко И.А., Строков С.Н., Евдокимова Н.Е., Абрамов А.А. (2009). Долгосрочные про-гнозы развития агропродовольственных рынков России. Москва: ВИАПИ: ЭРД.

6. Сток Д., Уотсон М. (2015). Введение в эконометрику. М.: Дело.

7. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М. (2004). 50 лекций по микроэкономике. СПб.: Экономиче-ская школа. Т. 1. С. 437.

8. Aglink-cosimo model documentation (2015). A partial equilibrium model of world agricultural markets. OECD. Available at: http://www.agri-outlook.org/about/Aglink-Cosimo-model-documentation-2015.pdf

9. Allen P. (1994). Economic forecasting in agriculture. International Journal of Forecasting, 10, 81–135.

10. Arnade С., Pick D., Gopinath M. (2007). Measuring the degree of retail competition in U.S. cheese markets. Journal of Agricultural & Food Industrial Organization, 5 (1), 1151–1151.

11. Bouamra-Mechemache Z., Requillart V., Soregaroli C., Trevisiol A. (2008). Demand for dairy products in the EU. Food Policy, 33, 644–656.

12. Carter C., MacLaren D., Yilmaz A. (1999). How competitive is the world wheat market? Working Papers 11973. Davis, University of California, Department of Agricultural and Resource Economics.

13. Chavas J.-P. (2008). On storage behavior under imperfect competition, with application to the American cheese market. Review of Industrial Organization, 33, 325–339.

14. Engle R., Granger C. (1987). Co-integration and error correction: Representation, estimation, and testing. Econometrica, 55, 2, 251–276.

15. Hertel T.W. (ed.) (1997). Global trade analysis: Modeling and applications. Cambridge, New York: Cambridge University Press.

16. Kamin S., Marazzi M., Schindler J. (2006). The impact of Chinese exports on Global import prices. Review of International Economics, 14 (2), 179–201.

17. Khorchurklang S. (2005). Factors influencing Australia’s dairy product exports to Thailand: 1980–2002. Victoria Graduate School of Business Faculty of Business and Law Victoria University. Available at: http://vuir.vu.edu.au/384/

18. Lechene V. (2001). Income and price elasticities of demand for foods consumed in the home. ECON 2135. University of New Brunswick. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/c384/d29d9fb4993d265c9bed5be20f6d984b09c3.pdf

19. Rude J., An H. (2013). Trans-pacific partnership: Implications for the Canadian industrial dairy sector. Canadian Public Policy — Analyse de politiques, 39, 3.

20. Shields D. (2010). Consolidation and concentration in the U.S. dairy industry. Congressional Research Service. April 27. Available at: https://nationalaglawcenter.org/wp-content/uploads/assets/crs/R41224.pdf

21. Song W. (2007). Import demand elasticities for agricultural products in Korea: Policy implications of agricultural trade liberalization. Korea Economic Research Institute. Available at: http://agris.fao.org/agris-search/search.do?recordID=KR2008003038

22. Soregaroli S., Sckokai P., Moro D. (2011). Agricultural policy modelling under imperfect competition. Journal of Policy Modeling, 33, 195–212.

23. Stock J., Watson M. (1988). Variable Trends in Economic Time Series. Journal of Economic Perspectives, 2, 3, 147–174.

24. Wang D., Parton K.A., Deblitz C. (2008). Impact of potential dairy-beef production on China’s beef supply, demand and international trade. Australasian Agribusiness Review, 16, 18, 1–18.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх