Динамические модели организации грузопотока на железнодорожном транспорте

 
Код статьиS042473880005780-7-1
DOI10.31857/S042473880005780-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник; доцент кафедры бизнес-аналитики
Аффилиация:
Центральный экономико-математический институт РАН
НИУ "ВШЭ"
Адрес: Москва, РФ
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: ЦЭМИ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЭкономика и математические методы
Выпуск
Страницы62-73
Аннотация

Статья посвящена математическому моделированию процесса организации железнодорожных грузоперевозок на транспортной сети с большим числом промежуточных станций и расположенных между ними перегонов для временного хранения части грузов. Исследуется модель, прогнозирующая динамику загруженности станций и потоков, возникающих в транспортной сети, при заданной процедуре движения грузопотока, использующей две технологии, единые для всех станций. Первая технология основана на нормативных правилах взаимодействия соседних станций. Согласно ей интенсивность приема и отправки грузов на произвольной станции должна зависеть от загруженности соседних станций. Вторая технология зависит от технических возможностей станций и основана на взаимодействии станции с соседними перегонами. Неотъемлемой частью процесса организации грузоперевозок является система контроля. В данной модели применяется простая система контроля, при которой объемы грузов на соседних станциях должны совпадать с лагом времени, единым для всех станций. Такая модель описывается системой дифференциальных уравнений, удовлетворяющей нелокальным линейным ограничениям. Для этой модели исследуются режимы грузоперевозок, удовлетворяющие заданной системе контроля. Режимы описываются решениями типа бегущей волны и двумя типами их расширений. Один тип расширения зависит от корректировки технологий грузоперевозок и допускает разрывные решения, второй тип — от ослабления системы контроля и допускает выполнимость нелокальных линейных ограничений с заданной погрешностью. Стационарные режимы грузоперевозок исследуются на устойчивость.

Ключевые словаматематическая модель, организация грузоперевозок, система контроля, решения, квазирешения, стационарные решения, устойчивость, численная реализация
Источник финансированияРабота частично поддержана Российским фондом фундаментальных исследований (проекты № 19-01-00147 и 19-010-00958)
Получено13.08.2019
Дата публикации22.08.2019
Кол-во символов21792
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1041

Оценка читателей: голосов 0

1. Авен О.И., Ловецкий С.Е., Моисеенко Г.Е. (1985). Оптимизация транспортных потоков. М.: Наука.

2. Бекларян Л.А., Н.К. Хачатрян. (2013). Об одном классе динамических моделей грузоперевозок // Журнал вычислительной математики и математической физики. Т. 53. № 10. C. 1649–1667.

3. Васильева Е.М., Игудин Р.В., Лившиц В.Н. (1987). Оптимизация планирования и управления транспортными системами. М.: Транспорт.

4. Галабурда В.Г. (1985). Оптимальное планирование грузопотоков. М.: Транспорт.

5. Гасников А.В., Кленов С.Л., Нурминский Е.А., Холодов Я.А., Шамрай Н.Б. (2013). Введение в математическое моделирование транспортных потоков. Под ред. Гасникова А.В. М.: МЦНМО.

6. Иносэ Х., Хамада Т. (1983). Управление дорожным движением. М.: Транспорт.

7. Лившиц В.Н. (1987). Автоматизация планирования и управления транспортными системами. М.: Транспорт.

8. Рождественский Б.Л., Яненко Н.Н. (1978). Системы квазилинейных уравнений и их приложения к газовой динамике. М.: Наука.

9. Стенбринк П.А. (1981). Оптимизация транспортных сетей. М.: Транспорт.

10. Сухинова А.Б., Трапезникова М.А., Четверушкин Б.Н., Чубарова Н.Г. (2009). Двумерная макроскопическая модель транспортных потоков // Математическое моделирование. Т. 21. № 2. С. 118–126.

11. Уизем Дж. (1977). Линейные и нелинейные волны. М.: Мир.

12. Хейт Ф. (1966). Математическая теория транспортных потоков. М.: Мир.

13. Холодов Я.А., Холодов А.С., Гасников А.В., Морозов И.И., Тарасов В.Н. (2010). Моделирование транспортных потоков — актуальные проблемы и пути их решения. В сб.: «Труды МФТИ (специальный выпуск, посвященный математическому моделированию транспортных потоков)». Под ред. акад. В.В. Козлова. Т. 2. № 4 (8). С. 152–162.

14. Швецов В.И. (2003). Математическое моделирование транспортных потоков // Автоматика и телемеханика. № 11. С. 3–46.

15. Bando M., Hasebe K., Nakayama A., Shibata A., Sugiyama Y. (1994). Structure Stabily of Congestion in Traffic Dynamics // Japan Journal of Industrial and Applied Mathematics. Vol. 11. P. 203–223.

16. Bando M., Hasebe K., Nakayama A., Shibata A., Sugiyama Y. (1995). Dynamical Model Congestion and Numerical Simulation // Physical Review E. Vol. 51. P. 1035–1042.

17. Beklaryan L.A., Khachatryan N.K. (2006). Traveling Wave Type Solutions in Dynamic Transport Models // Functional Differential Equations. Vol. 13. No. 12. P. 125–155.

18. Cremer M., Ludwig J. (1986). A Fast Simulation Model for Traffic Flow on the Basis of Boolean Operations // Mathematics and Computers in Simulation. Vol. 28. P. 297–303.

19. Helbing D. (2001). Traffic and Related Self-Driven Many Particle Systems // Reviews of Modern Physics. Vol. 73. No. 4. P. 1067–1141.

20. Helbing D., Tilch B. (1998). Generalized Force Model of Traffic Dynamics // Physical Review E. Vol. 58. P. 133–138.

21. Kerner B.S. (2009). Introduction to Modern Traffic Flow Theory and Control. The Long Road to Three-Phase Traffic Theory. Berlin Heidelberg: Springer-Verlag.

22. Khachatryan N.K., Akopov A.S. (2017). Model for Organizing Cargo Transportation with an Initial Station of Departure and a Final Station of Cargo Distribution // Business Informatics. No. 1. P. 25–35.

23. Khachatryan N.K., Akopov A.S., Belousov F.A. (2018). About Quasi-Solutions of Traveling Wave Type in Models for Organizing Cargo Transportation // Business Informatics. No. 1 (43). P. 61–70.

24. Leventhal T., Nemhauser G.L., Trotter L.Jr. (1973). A Column Generation Algorithm for Optimal Traffic Assignment // Transportation Science. No. 7. P. 168–176.

25. Lighthill M.J., Whitham G.B. (1955). On Kinematic Waves: II. A Theory of Traffic on Long Crowded Roads // Proceedings of the Royal Society. Ser. A. Vol. 229. P. 317–345.

26. Nagel K., Schreckenberg M. (1992). A Cellular Automaton Model for Freeway Traffic // Journal de Physique I. Vol. 2. P. 2221–2229.

27. Pipes L.A. (1953). An Operational Analysis of Traffic Dynamics // Journal of Applied Physics. Vol. 24. P. 274–281.

28. Renyi A. (1964). On Two Mathematical Models of the Traffic on a Divided Highway // Journal of Applied Probability. Vol. 1. P. 311–320.

29. Richards P. I. (1956). Shock Waves on the Highway // Operations Research. Vol. 4. P. 42–51.

30. Solomon H., Wang P. (1972). Nonhomogeneous Poisson fields of Random Lines with Applications to Traffic Flow // Proceedings of the Sixth Berkeley Symposium on Mathematical Statistics and Probability. Vol. 3. P. 383–400.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх