Кризис общности и перспективы его преодоления. Уроки Арендт и Камю

 
Код статьиS023620070029310-8-1
DOI10.31857/S023620070029310-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского
Адрес: Российская Федерация, 191011 Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15А
Аффилиация: Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского
Адрес: Российская Федерация, 191011 Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15А
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 34 Выпуск №6
Страницы161-177
Аннотация

В центре внимания статьи — вопрос о возможностях социального взаимодействия в критические моменты истории, когда межличностные связи предельно ослабевают, вынуждая индивида замыкаться в себе. Ситуация радикальной несвободы выводит на первый план человеческого существования заботы о собственной безопасности. Мир интерсубъективных отношений из естественной среды повседневной жизни превращается в зону перманентного риска. После Второй мировой войны, которая максимально заострила проблему распада публичной сферы, философская рефлексия неоднократно обращалась к этой теме, предлагая различные сценарии. Ханна Арендт и Альбер Камю были одними из первых интеллектуалов, кто в попытке найти пути выхода из кризиса сконцентрировались на неразрывности двух измерений человеческой жизни: экзистенциального и коллективного. Для демонстрации подобной взаимообусловленности в статье привлекаются два знаковых для ХХ века текста: роман Камю «Чума» и книга Арендт «Банальность зла», выросшая из ее репортажа о суде над нацистским преступником Адольфом Эйхманом. «Чума», задуманная ее создателем в качестве памятника героям французского Сопротивления, маркирует переход Камю от абсурда, обрекающего человека на одиночество, к бунту, способному соединять разрозненных индивидов. Пространство «между», которое устанавливается героями романа в процессе их борьбы с эпидемией, напоминает трактовку Арендт мира как общего места для речей и поступков, связывающего всех участников без ущерба для автономии каждого. В этом контексте случай Эйхмана является преступлением, направленным на разрушение множественности, необходимой для существования человечества.

Ключевые словаиндивид и общество, Ханна Арендт, «Банальность зла», Альбер Камю, «Чума», этика, философия и литература
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках исследования «Ханна Арендт и вопросы литературы: поэтическое мышление как особая форма философствования», выполненного при финансовой поддержке Российского научного фонда; грант № 23-28-00925, https://rscf.ru/project/23-28-00925/.
Получено27.12.2023
Дата публикации27.12.2023
Кол-во символов32521
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 81

Оценка читателей: голосов 0

1. Арендт Х. Vita Activa, или О деятельной жизни / пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.

2. Арендт Х. Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме / пер. с англ. С. Кастальского, Н. Рудницкой. М.: Европа, 2008.

3. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / пер. с англ. М.: ЦентрКом, 1996.

4. Арендт Х. Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли / пер. с англ. и нем. Д. Аронсона. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2014.

5. Арендт Х., Ясперс К. Письма: 1926–1969 / пер. с нем. И. Ивакиной. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2021.

6. Камю А. Бунтующий человек / пер. с фр. Ю.М. Денисова, Ю.Н. Стефанова. М.: Политиздат, 1990.

7. Камю А. «Вселенная писателя не должна ничего исключать» / пер. с фр. Д. Бабича // Вопросы литературы. 1997. № 3. C. 202–224.

8. Камю А. Чума / пер. с фр. Н. Жарковой // Камю А. Избранное: Сборник. М.: Радуга, 1998. С. 97–274.

9. Коваль О.А., Крюкова Е.Б. Политическое пространство художественного вымысла: «Банальность зла» сквозь призму литературной рефлексии // Человек. 2022. Т. 33, № 4. С. 94–110. DOI: 10.31857/S023620070021630-0

10. Осбринк Э. 1947 / пер. со швед. Н. Федоровой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2019. Åsbrink E. 1947 [1947], transl. from Swedish by N. Fedorova. Moscow: Ad Marginem Press Publ., 2019.

11. Arendt H. The Jewish Writings, ed. by J. Kahn and R. H. Feldman. New York: Schocken Books, 2007.

12. Arendt H., Blücher H. Briefe. 1936–1968, hrsg. von L. Köhler. München: Piper Verlag, 1996.

13. Camus’s The Plague. Philosophical Perspectives, ed. by P. B. Weiser. Oxford: Oxford University Press, 2023.

14. Carroll D. Albert Camus, the Algerian: Colonialism, Terrorism, Justice. New York: Columbia University Press, 2007.

15. Kałuża M. The Distance Between Reality and Fiction: Roland Barthes Reading Albert Camus. Studia de Arte et Educatione. 2017. N 12. P. 92–101.

16. King A. Albert Camus. London: Haus Publishing, 2010.

17. LeJeune J. Hannah Arendt and the Dark Public Sphere. Russian Sociological Review. 2018. Vol. 17. N 4. P. 47–60. DOI: 10.17323/1728-192x-2018-4-47-69

18. Young-Bruehl E. Hannah Arendt: For Love of the World. New Haven, Connecticut: Yale University Press, 2004.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх