Стрессогенные объекты типа «чертик из табакерки»: поведение взрослых и их реакции на реакции детей и друг друга

 
Код статьиS023620070027351-3-1
DOI10.31857/S023620070027351-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, 101000 Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 34 Выпуск №4
Страницы27-38
Аннотация

Рассматривается особый класс культурных объектов под обобщенным названием «Чертик из табакерки». Они позиционируются как игрушки, но игрушками не являются из-за нередко вызываемых ими у детей страха и ужаса. Скримеры из фильмов и видеоигр ужасов представляют собой родственное явление. Анализируются выложенные в Интернет видео, на которых взрослые организуют встречу ребенка с такой игрушкой, и комментарии под ними. При том что есть взрослые, искренне расстраивающиеся от ужаса и плача детей, есть и те, кто получает от этого удовольствие. Развертывается эмоциональная полемика между теми, кто считает, что это смешно и не вредно, и теми, кто считает это вредным для детей и позорным для взрослых, которые в это вовлечены и получают удовольствие. С рационально-прагматической позиции эволюционного подхода игрушки типа «Чертик из табакерки» могут рассматриваться как одно из стрессогенных средств подготовки к стрессу столкновения с новизной и непредсказуемостью. Это не снимает личной нравственной ответственности с тех, кто ищет удовольствие в ужасе и плаче маленького ребенка, и с тех, кто создает условия для этого удовольствия. В дальнейшем представляет интерес изучение места игрушек типа «Чертик из табакерки» среди других контрисследовательских объектов, которые в соответствии с замыслом их создателей с разной силой наказывают за исследовательское поведение и любопытство. Стресс столкновения с такими объектами может усиливаться от осознания преднамеренности созданной провокативной ситуации и обмана или вероломства человека, ее создавшего.

Ключевые слова«Чертик из табакерки», Jack-in-the-box, скример, провокация, стресс, Интернет-видео, полемика
Получено02.09.2023
Дата публикации03.09.2023
Кол-во символов16522
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 138

Оценка читателей: голосов 0

1. Викиреальность. Заглавная страница // Викиреальность [Электронный ресурс]. URL: https://wikireality.ru/wiki/Заглавная_страница (дата обращения: 28.08.2023).

2. Поддьяков А.Н. Исследовательские и контрисследовательские объекты: дизайн предоставляемых возможностей // Российский журнал когнитивной науки. 2017. Т. 4, № 2–3. С. 49–59.

3. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Национальное образование, 2016.

4. Поддьяков А.Н. «Чертик из табакерки»: стрессогенные функции контрисследовательских игрушек и реакции на них // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф. Кострома, 26–28 сент. 2019 г.: в 2 т. Т. 1. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. С. 104–108.

5. Скример // Викиреальность. 30.05.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://wikireality.ru/wiki/Скример (дата обращения: 19.02.2023).

6. Хэрриот Дж. Собачьи истории / Пер. с англ. М.: Мир, 1996.

7. Bonawitz E. Understanding How Children Change Their Minds. Research statement. Computational Cognitive Science Lab [Electronic resource]. URL: http://cocosci.princeton.edu/Liz/Statement.pdf (date of access: 19.02.2023).

8. Booby trap. The Britannica Dictionary. 2023 [Electronic resource]. URL: https://www.britannica.com/dictionary/booby-trap (date of access: 19.02.2023).

9. Caraco T., Gillespie R. G. Risk-Sensitivity: Foraging Mode in an Ambush Predator. Ecology. 1986. Vol. 67, N 5. P. 1180–1185.

10. Clasen M. Why Horror Seduces. New York: Oxford Academic, 2017.

11. DeVries M.S., Murphy E.A.K., Patek S.N. Strike Mechanics of an Ambush Predator: the Spearing Mantis Shrimp. Journal of Experimental Biology. 2012. Vol. 215, N 24. P. 4374–4384.

12. Feng J., Jiang T., Sun C., Gu H., Li O., Bai L., Fan L., Wu L. Ambush Predation and the Origin of Euprimates. Science Advances. 2022. Vol. 8, N 37. DOI: 10.1126/sciadv.abn6248

13. Funny Babies Scared and Why? Reactions To Jack in The Box. The Wayback Machine. Internet Archive. 01.03.2019 [Electronic resource]. URL: https://web.archive.org/web/20210109014632/https://www.youtube.com/watch?v=VOAzHVkkXRg (date of access: 19.02.2023).

14. Graves S. A Brief History of the Jump Scare. Collider. November 10.11.2022 [Electronic resource]. URL: https://collider.com/jump-scare-history/ (date of access: 19.02.2023).

15. Jack-in-the-Box. National Toy Hall of Fame [Electronic resource]. URL: https://web.archive.org/web/20140818105840/https://www.toyhalloffame.org/toys/jack-box (date of access: 19.02.2023).

16. Jack in the Box. A Scary Collection of Jack in the Box toys. Gridlove. 01.02.2016 [Electronic resource]. URL: https://www.scaryforkids.com/jack-in-the-box/ (date of access: 19.02.2023).

17. Kjeldgaard-Christiansen J., Clasen M. Threat Simulation in Virtual Limbo: An Evolutionary Approach to Horror Video Games. Journal of Gaming and Virtual Worlds. 2019. Vol. 11, N 2. P. 119–138.

18. McAndrew F.T. Why We Love Big, Blood-Curdling Screams. Psychology Today. 28.10.2019 [Electronic resource]. URL: https://www.psychologytoday.com/us/blog/out-the-ooze/201910/why-we-love-big-blood-curdling-screams (date of access: 19.02.2023).

19. Mine Action: Lessons and Challenges. Geneva: GICHD, 2005.

20. Pop Goes The Weasel – Kids Reactions To Jack In The Box. Youtube. 16.03.2019 [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WWxUkzOJX58 (date of access: 19.02.2023).

21. Rodriguez G. Hilarious Video Shows a Baby's Terrified Reaction to a Jack-in-the-Box toy. Daily Mail. 05.10.2017 [Electronic resource]. URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article-4953324/Video-shows-baby-s-terrified-reaction-Jack-Box.html (date of access: 19.02.2023).

22. Rogoff B., Malkin C., Gilbride K. Interaction with Babies as Guidance in Development. New Directions for Child Development. 1984. Vol. 23. P. 31–44.

23. Rovou J. The Psychology of Hollywood Screamers (You Know Who They Are) Explained. The Hollywood Reporter. 24.06.2016 [Electronic resource]. URL: https://www.hollywoodreporter.com/news/general-news/psychology-hollywood-screamers-you-know-904983/ (date of access: 19.02.2023).

24. Shine R., Sun L.-X. Attack Strategy of an Ambush Predator: Which Attributes of the Prey Trigger a Pit-Viper's Strike? Functional Ecology. 2003. Vol. 17, N 3. P. 340–348.

25. Understanding Separation Anxiety in Infants and Young Children. DC Department of Behavioral Health, Prevention and Early Intervention Programs, Healthy Futures. OSSE 2016 Infant and Toddler Conference. 20.05.2016 [Electronic resource]. URL: https://osse.dc.gov/sites/default/files/dc/sites/osse/publication/attachments/DEL_Mental%20Health_Social%20Emotional%20Development_Understanding%20Separation%20Anxiety.pdf (date of access: 19.02.2023).

26. Werner M. Why Do We Crave Horror? Evolutionary Psychology and Viewer Response to Horror Films. Bright Lights Film Journal. 30.04.2010 [Electronic resource]. URL: https://brightlightsfilm.com/why-do-we-crave-horror-evolutionary-psychology-and-viewer-response-to-horror-films (date of access: 19.02.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх