Взаимодействие как художественная и политическая стратегия: об одном философском истоке реляционной эстетики

 
Код статьиS023620070023385-0-1
DOI10.31857/S023620070023385-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Россия, 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Россия, 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 33 Выпуск №6
Страницы156-177
Аннотация

В статье анализируется понятие социального поворота в искусстве рубежа XX-XXI веков, наиболее известной концептуализацией которого является реляционная эстетика Николя Буррио. Рассматриваются эстетические и политические причины появления искусства взаимодействия, к каковым автор относит потерю политического горизонта в связи с крушением коммунистического проекта и развала СССР, а также общее разочарование художественного сообщества в неолиберальной версии капитализма с его безальтернативным индивидуализмом и тотальной коммодификацией. В статье обсуждается отличие искусства взаимодействия от модернистских художественных практик. Дается трактовка принципа «оперативного реализма» Буррио, согласно которому искусство социального поворота не стремится революционно взорвать мир капиталистической эксплуатации и отчуждения, а учится существовать в сложившемся культурном контексте, осуществляя эстетические проекции на уже существующие в реальности социальные отношения с тем, чтобы мягко перекодировать мир. Главным медиумом искусства взаимодействия становятся человеческие отношения, темой – бытие-вместе, целью - создание и моделирование микросообществ, новых способов человеческой коллаборации. Выделяются основные черты искусства взаимодействия – процессуальность, дестабилизация иерархических отношений художника и публики, партиципаторность. Проводится сравнительный анализ эстетических и политических аспектов концепции «общества спектакля» Ги Дебора и реляционной эстетики. Первая, как доказывается в статье, послужила философским истоком последней. Эксплицируется различие традиционного перформанса в искусстве до социального поворота, в частности, т.н. ситуаций Ситуационистского интернационала, и перформативных практик эстетики взаимодействия. Делается вывод, что несмотря на то, что реляционная эстетика Буррио является, возможно, наиболее влиятельной концепцией современной теории искусства, создавшей новый продуктивный язык для описания и понимания разнообразных художественных проектов искусства социального поворота, она не свободна от внутренних противоречий и оказывается менее последовательной в достижении политических и эстетических целей, чем теория его учителя Дебора.

Ключевые словаИскусство социального поворота, реляционная эстетика, искусство взаимодействия, Николя Буррио, Ги Дебор, общество спектакля, коммуникация, перформанс, партиципаторное искусство, оперативный реализм
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта Междисциплинарной Научной школы МГУ им. М.В. Ломоносова «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»
Получено20.12.2022
Дата публикации28.12.2022
Кол-во символов33247
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 223

Оценка читателей: голосов 0

1. Бишоп К. Антагонизм и эстетика взаимодействия //Невозможное сообщество. Антология. Теория, критика, тексты художников /общ. ред. В. Мизиано. Книга 3., М.: Московский музей современного искусства, 2015. С. 141-169.

2. Бишоп К. Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства /пер. с англ. Соловей В. М.: V-A-C Press. 2018.

3. Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция / пер. с фр. А. Шестаков М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.

4. Буррио Н. Что такое оперативный реализм? // Художественный журнал, 1993. №1. C.19-21.

5. Дебор Г. Доклад о создании ситуаций и принципах организации и деятельности международной ситуационистской тенденции // Дебор, Г. Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве. Статьи и декларации 1952-1985 /Пер.с фр.: С.Михайленко и Т. Петуховова; Сост., коммент. и прим. С. Михайленко.М.: Гилея, 2018а. С. 80-109.

6. Дебор Г. Манифест // Дебор Г. Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве. Статьи и декларации 1952-1985/ пер.с фр.: С.Михайленко и Т. Петуховова; сост., коммент. и прим. С. Михайленко. М.: Гилея, 2018б. С. 122-126

7. Дебор Г. Методика détournement // Дебор Г. Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве. Статьи и декларации 1952-1985 / пер.с фр. С.Михайленко и Т. Петуховова; сост., коммент. и прим. С. Михайленко. М.: Гилея, 2018в. С. 54-65.

8. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Опустошитель, 2017.

9. Дебор Г. Определения // Дебор, Г. Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве. Статьи и декларации 1952-1985. / пер. с фр.: С.Михайленко и Т. Петуховова; сост., коммент. и прим. С. Михайленко.М.: Гилея, 2018г. С. 109-112.

10. Дебор Г. Тезисы о культурной революции. [Электронный ресурс].URL: http://moscowartmagazine.com/issue/17/article/234 (дата обращения: 23.04.2022).

11. Леденев В. Николя Буррио. Реляционная эстетика / Постпродукция // Искусствознание. М., 2016. №4.

12. Новоженова А. Novozhenova A. Situacionistskij internacional [Электронный ресурс]. Url: http://os.colta.ru/art/projects/8136/details/23239/. Дата обращения: 01.10.2022.

13. Осминкин Р.С. Партиципаторное искусство: от «эстетики взаимодействия» к постпартиципаторному искусству // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1. № 2. С. 132-139.

14. Райт С. Тонкая сущность художественного сотрудничества // «Невозможное сообщество»: антология. Теория, критика, тексты художников. М.: Московский музей современного искусства, Т.3. 2015. С. 126 -135.

15. Bishop C. Participation and Spectacle: Where Are We Now? Living as Form: Socially Engaged Art from 1991–2001 New York, Cambridge, Creative Time and MIT Press. 2012. P. 34—46.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх