Языковое поколение: слово в современном российском искусстве

 
Код статьиS023620070023384-9-1
DOI10.31857/S023620070023384-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, 109028 Москва, Покровский бульвар, д. 11
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 33 Выпуск №6
Страницы136-155
Аннотация

В центре внимания автора статьи — исследование вербально-визуальных репрезентаций в актуальных практиках современных российских художников поколения Y (миллениалов), то есть мастеров, родившихся с 1981 по 1996 годы. В работе рассматриваются различные типы связей между словом и изображением в отечественном искусстве, формы бытования и культурные смыслы вербальных компонентов художественных текстов современного российского искусства, коннотации взаимодействия русского и европейского искусства в исторической перспективе. Автор приходит к выводу о том, что вербально-визуальное искусство — это состоявшееся направление на российской художественной сцене. В творчестве современных художников поколения миллениалов (М. Имы, В. Абиха, С. Багса, С. Мотолянца, К. Кто, В. Чтака) сегодня происходят интересные процессы переосмысления традиционных принципов концептуализма разных периодов. В зримой графике фигурных стихотворений современных российских художников очевидна знаково-символистская образность: художественная репрезентация сосуществует с логоцентризмом, стремление к самоидентификации сочетается с идеей укорененности в основы традиционной русской культуры. Принцип эклектичности, характерный для эпохи постмодернизма, позволяет современным живописцам создавать бесконечный семиозис симулякров, не дающих прямых подсказок зрителю для интерпретации. Современные художники, являясь проводниками массовой культуры, стремятся уйти от строгости академической школы и определить границы прошлого и будущего, случайного и закономерного. В статье особое внимание уделено исследованию визуальной риторики. Автор на конкретных примерах показывает, что язык в современном российском искусстве имеет не повествовательное значение, а многоуровневый смыслообразующий импульс, тесно связанный с визуальным компонентом.

Ключевые словавизуальная риторика, визуальное искусство, изовербальный текст, современное искусство, концептуализм, слова в искусстве, логоцентричность, нарратив, поколение Y
Получено20.12.2022
Дата публикации28.12.2022
Кол-во символов30293
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 384

Оценка читателей: голосов 0

1. Адашевская Л.В. Чтак. Мне нравятся картинки с текстом [интервью] // Диалог искусств. 2012. № 1. С. 102–106.

2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр.; cост., ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1994.

3. Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. М.: НЛО, 2000.

4. Бобринская Е.А. Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. М.: Бреус, 2013.

5. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы: [в 2 ч.]. Ч. 1 / пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. М.: Гнозис, 1994.

6. Встреча с художником Валерием Чтаком [лекция] // DOCA-talk. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ov3YZ7_-Af8&t=18s (дата обращения: 20.11.2022).

7. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты / пер. с ранневерхненем. Ц. Г. Нессельштраус. М.: Искусство, 1957.

8. Злыднева Н.В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М.: Индрик, 2008.

9. Кабаков И.И. 60–70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве. М.: НЛО, 2008.

10. Кант Э. Критика способности суждения / пер. с нем. М.: Искусство, 1996.

11. Сахно И.М. Русский авангард. Живописная теория и поэтическая практика. М.: Диалог-МГУ, 1999.

12. Талызина А. Граффити-художник Максим Има: «Я взрослый человек — при задержании никуда не убегаю» // Кто главный. Ростов. 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://kg-rostov.ru/premiere/graffiti-khudozhnik-maksim-ima-ya-vzroslyy-chelovek-pri-zaderzhanii-nikuda-ne-ubegayu/ (дата обращения: 29.07.2022).

13. Хлебников В. «Мы хотим Девы слова…» // Хлебников В. Собрание сочинений в шести томах / сост. и прим. Е.Р. Арензона и Р.В. Дуганова. Т. 6. Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2005.

14. Чаплик В.А. Паронимическая аттракция, или парономазия в функционально семантическом аспекте // Известия ЮФУ. Филологические науки. 2021. № 4 С. 10–22. DOI: 10.18522/1995-0640-2021-4-10-22

15. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.

16. Поколение ХXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина / общ. ред. Н. Подгорская. М.: Майер, 2020.

17. Afanaseva I.A. The Dialogues Between the Verbal and the Visual in the Artworks of Vladimir Makovsky (1846–1920). The 5th International Conference on Art Studies: Research, Experience, Education. Vol. 1. 2021. P. 7–16. DOI: 10.5117/9789048557240/ICASSEE.2021.002

18. LeWitt S. Paragraphs on Conceptual Art. Artforum. 1967. Vol. 5, N 10. P. 79–83.

19. The linguistic turn: Essays in Philosophical Method, R. Rorty (ed.). Chicago: University of Chicago Press, 1992.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх