Витальность искусства как тема человекомерности творчества

 
Код статьиS023620070021633-3-1
DOI10.31857/S023620070021633-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник сектора социологии искусства
Аффилиация: Государственный институт искусствознания
Адрес: Российская Федерация, 125009 Москва, Козицкий пер., д. 5
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 33 Выпуск №4
Страницы165-181
Аннотация

Человекомерность художественного творчества понимается автором как органичность новейших практик искусства жизни человека, его сознанию и психике. С целью более корректной оценки того, чтό среди современных творческих явлений является органичным для современного человека, вводится и разрабатывается новаторское для философии искусства и философской антропологии понятие витальности искусства. Подобный взгляд чрезвычайно важен, ведь для оценки художественного уровня современных произведений искусства не всегда может использоваться классическое понятие катарсиса. Произведения, демонстрирующие экзистенциальный тупик, процессы расчеловечивания, «крик и вопль задушенной плоти» (Т. Адорно), предельно ранят человека. Гипотеза автора статьи состоит в том, что в настоящее время более точной оценкой произведения выступает понятие витальности искусства, которое по своему объему превышает понятие катарсиса. Всесторонний анализ понятия витальности искусства, новое всматривание в стимулы современного творчества, предпринятые автором, помогут ответить на вопрос, почему ныне для человека жизненно важно и то искусство, что демонстрирует обреченность, сдавленность, тлен. То есть искусство, которое критики часто пытаются спешно зачислить в разряд антигуманного. Показано, что факторы, усложняющие бытие искусства, есть естественная среда существования как самого творчества, так и человека в современном мире. Искусство по-прежнему творит и дает человеку возможность совпадения с самим собой широтой собственного взгляда, демонстрирующего силу художественного творчества как величайшей области самоценного духовного творчества.

Ключевые словавитальность искусства, катарсис, негативное в искусстве, человекомерность творчества, гуманизм искусства
Получено28.09.2022
Дата публикации28.09.2022
Кол-во символов26019
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 226

Оценка читателей: голосов 0

1. Аристотель. Поэтика / пер. с древнегреч. В.Г. Аппельрота; ред. пер. и коммент. Ф.А. Петровского. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1957.

2. Блок А. Стихотворения. Поэмы. Пьесы / вступ. ст. С. Небольсина. М.: Эксмо, 2008.

3. Витальность искусства: Современные проявления: Аналитика / отв. ред. О.А. Кривцун. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2022.

4. Кривцун О.А. Неклассическое искусство: антропологические аспекты // Человек. 2020. № 4.

5. Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию / пер. с нем. А.Г. Гаджикурбанова; отв. ред. Л.Т. Мильская. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.

6. Дэмиен Херст: художник в самом расцвете сил // The Art Newspaper Russia. 2019. Июнь.

7. Цветаева М. «Писала я на аспидной доске…». [Cб. избр. стихотворений] / сост. Н.И. Лопатина. М.: Центр книги Рудомино, 2014.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх