«Восстановить чувственный опыт» как мыслительный императив. Размышления по поводу поэтического опыта Бориса Пастернака

 
Код статьиS023620070017445-6-1
DOI10.31857/S023620070017445-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: преподаватель кафедры славистики
Аффилиация: Страсбургский университет
Адрес: Франция, Страсбург
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №5
Страницы167-179
Аннотация

Цитату, фигурирующую в названии — слова Валерия Александровича Подороги — я предлагаю рассматривать как приглашение к определенной мыслительной процедуре, без которой, вероятно, невозможно до конца понять те задачи, что ставит перед собой проект Мимесис или в более широком смысле аналитическая антропология литературы. В статье ставится вопрос, насколько возможен перенос некоторых аналитических стратегий, разработанных в Мимесисе, в сферу поэтического выражения. Предпринимается попытка понять поэтический опыт Пастернака как опыт, прежде всего, чувственный, то есть опирающийся на первичный строй впечатлений и эмоциональных, телесно-бессознательных реакций, определяющих его контакт с миром. В первой части статьи формулируются критерии, согласно которым поэзия Пастернака может стать объектом предложенной аналитической стратегии: это, прежде всего, проблематика времени, своеобразное бергсонианство Пастернака и, во-вторых, отношение к поэтическому языку или, точнее, к метафоре как к инструменту познания. Вторая часть статьи посвящена анализу первых прозаических набросков Пастернака, где прослеживается идея «воли-к-форме» и ее преодоление, или, вернее, «смещение чувством»: стратегия, сформулированная самим Пастернаком, и определяющая его поэтическую образность.

Ключевые словаПастернак, Бергсон, чувственный опыт, поэзия и философия, метафора, мимесис, антропограммы
Дата публикации23.11.2021
Кол-во символов37690
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 312

Оценка читателей: голосов 0

1. Бадью А. Малое руководство по инэстетике / пер. с франц. Д. Ардамацкой, А. Магуна. СПб.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 2014.

2. Библер В.С. М.М. Бахтин, или поэтика культуры. (На путях к гуманитарному разуму). М.: Гнозис, 1991.

3. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств / пер. с нем. А. А. Франковского. М.; Л.: ACADEMIA, 1930.

4. Мамардашвили М.К. Опыт физической метафизики. Вильнюсские лекции по социальной философии. М.: Прогресс-Традиция; Фонд Мераба Мамардашвили, 2009

5. Озеров Л.А. Поэзия Бориса Пастернака // Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы. М.: Советский писатель, 1976.

6. Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений c приложениями в 11 т. М.: Слово, 2003–2005.

7. Подорога В.А. Антропограммы. Опыт самокритики. С приложением дискуссии. СПб.: Европейский университет, 2017.

8. Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы. Т. 1. М.: Культурная революция. Логос, Logos-altera, 2006.

9. Подорога В.А. Топология страсти. Мераб Мамардашвили: современность философии. М.: Канон-плюс, 2020.

10. Философия и литература: проблемы взаимных отношений (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 2009. № 9. С. 56–96.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх