«Непрерывное творение»: две перспективы в картезианском горизонте

 
Код статьиS023620070017444-5-1
DOI10.31857/S023620070017444-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ординарный профессор Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук
Аффилиация: «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №5
Страницы154-166
Аннотация

В статье утверждается, что понимание концепта «непрерывного творения» у В. Подороги и М. Мамардашвили в ряде аспектов заметно отличаются. Декарт вдохнул новую жизнь в старую идею creatio continua, которая тем самым попала в идейный арсенал Нового времени; Мамардашвили и Подорога, в свою очередь, дали ее сегодняшнее прочтение, в котором есть и области пересечения, и характерные различия. В. Подорога подвергает сомнению Декартову связь свободы и длительности в версии Мамардашвили. В толковании картезианской свободы, полагает он, Мамардашвили следует за Сартром: человек в этом случае берет на себя функцию Бога и становится необходимым условием собственного существования. Однако анализ классических текстов показывает, что толкование Мамардашвили достаточно корректно: Декарт (и Мамардашвили) исходят из дискретности моментов времени, которые требуют специальных усилий для сборки. Усилие Бога поддерживает бытие мира; усилие cogito поддерживает бытие мысли. Мамардашвили обращает внимание, как и советует Декарт, именно на причины бытия (secundum esse) и на важную для Декарта интуицию дискретности моментов времени. Ясно также, что тот, кто осуществляет акт cogito, отнюдь не берёт на себя функцию Бога: напротив, он открывает в себе зависимость от высшего бытия, дарующего силу творения. Переклички и диссонансы этих интерпретаций показывают, что тезис Подороги об отсутствии «нового» в идеях Мамардашвили, замещенного творческой энергией его «Голоса» в акте мысли, нуждается в коррекции и уточнении. Можно сказать, что осуществленная В. Подорогой передача ряда функций от Логоса к Голосу привела к некоторому перевесу корпоральности в понимании своеобразного метода Мамардашвили. Но все же это не обесценивает значимость предпринятой им расшифровки феномена Мамардашвили, уникального по своей многосторонности.

Ключевые словафилософский метод М. Мамардашвили, антропология В. Подороги, философия Декарта, концепт «непрерывного творения», метафизика «Голоса»
Дата публикации23.11.2021
Кол-во символов23624
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 375

Оценка читателей: голосов 0

1. Августин Аврелий. О книге Бытия // Блаженный Августин. Творения: в 4 т. Т. 2. Теологические трактаты / сост. и пер. с лат. С.И. Еремеева. СПб.: Алетейя. Киев: УЦИММ-Пресс. 1998. С. 316–673.

2. Бибихин В.В. Энергия. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009.

3. Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 297–422.

4. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 3–72.

5. Кругликов С.Т. Хронология субъекта Рене Декарта // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Том 18. Вып. 3. С. 68–75.

6. Малышкин Е.В. О длительности мышления в философии Декарта // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 347. С. 47–52.

7. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс; Культура, 1993.

8. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути; Пруст М. В поисках утраченного времени. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та; журнал «Нева», 1997.

9. Марион Ж.-Л. Эго, или Наделенный собой. М.: Панглосс, Рипол Классик, 2019.

10. Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики. М.: РОССПЭН, 2004.

11. Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике XVII века. Новосибирск: ВО «Наука», 1993.

12. Плешков А.А. Истоки философии времени: Платон и предшественники. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2021.

13. Погоняйло А.Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 1998.

14. Подорога В.А. Топология страсти. Мераб Мамардашвили: современность философии. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2020.

15. Сартр Ж.-П. Картезианская свобода // Логос. 1996. № 8. С. 17–31.

16. Шевцов К.П. Временность в структуре Cogito // Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2013. Вып. 1. С. 61–65.

17. Kerimov, K., & Kerimov, T. Nancy, Descartes, and continuous creation. Kronoscope, 2019. N 19 (1). P. 7–24.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх