Метод Подороги. Окулярная аналитика и мгновение письма

 
Код статьиS023620070017440-1-1
DOI10.31857/S023620070017440-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт научной информации по общественным наукам РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №5
Страницы84-102
Аннотация

Данная работа посвящена методу анализа художественных онтологий, разработанному Валерием Подорогой в рамках аналитической антропологии. В статье осуществляется попытка формализации отдельных аспектов данного метода, в частности использования окулярных метафор в качестве абстрактных схем представления при анализе художественных произведений ряда отечественных авторов, таких как Н. Гоголь, Ф. Достоевский, А. Белый, А. Платонов, Ю. Друскин, С. Эйзенштейн, Д. Вертов. Особое внимание уделяется понятию мгновения в исследованиях Подороги. Мгновение рассматривается не только в качестве физической или метафизической категории, но и как особый дискурсивный прием, родственный техникам «остранения», с помощью которых русский формалист В. Шкловский объясняет эффекты новизны и необычности, возникающие в художественных текстах писателей-новаторов. Показано, как различные временные и окулярные метафоры в текстах Подороги, такие как «миг-время», «вдруг-время», «глаз-пуля», «глаз-яйцо», «глаз-кристалл», «глазной атлетизм», «механический глаз» обеспечивают операционную взаимосвязь между оптической и временной линиями дискурса, одновременно описывая трансгрессивный опыт и создавая условия для его воспроизводства в читательском восприятии. В целом исследовательская стратегия В.А. Подороги представляется в качестве своего рода оптического конструирования, в котором исходная окулярная метафора задаёт характер и структуру всей рассматриваемой литературной онтологии, представляя авторский взгляд не только и не столько в качестве особого способа художественного истолкования реального мира, сколько в качестве исходной точки конструирования автономного эстетического пространства, существующего в своей категориальной логике и по своим пространственно-временным законам. Таким образом, использование формального подхода при анализе творчества В.А. Подороги позволяет выявить его преимущественно конструктивистский характер и сформулировать методологические основы его исследовательской стратегии.

Ключевые словаПодорога, аналитическая антропология, методика исследования, мгновение, письмо, литературная онтология, время, взгляд, трансгрессия, авангард
Дата публикации23.11.2021
Кол-во символов36555
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 500

Оценка читателей: голосов 0

1. Арто А. Манифест, написанный ясным языком // Антология французского сюрреализма. 20-е годы. М.: ГИТИС, 1994. С. 140–142.

2. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: Ад Маргинем, 2011.

3. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.

4. Подорога В.А. Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. №1. М.: Логос, 2001.

5. Подорога В.А. Антропограммы. Опыт самокритики. С приложением дискуссии. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017.

6. Подорога В.А. Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия. Том 2: Прототело. Фрагменты визуальной антропологии. М.: BREUS, 2020.

7. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX–XX веков. М.: Канон+, 2021.

8. Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы Том 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский. М.: Культурная революция, Логос, Logos-altera, 2006.

9. Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы. Т. 2. Часть I. Идея произведения. Experimentum crucis в литературе XX века. А. Белый, А. Платонов, группа Обэриу. М.: Культурная революция, 2011.

10. Подорога В.А. Парабола. Франц Кафка и конструкция сновидения. Аналитическая антропология литературы. М.: Культурная революция, 2020.

11. Подорога В.А. Топология страсти. Мераб Мамардашвили: современность философии. М.: Канон+, 2020.

12. Подорога В.А. Фуко: археология современности. М.: Канон+, 2021.

13. Райх В. Характероанализ. М.: «Когито-Центр», 2006.

14. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000.

15. Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. M.: Ad Marginem, 1999.

16. Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Круг, 1925. С. 7–20.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх