Охота за растениями: “эвенкийские лекарства” на северном Байкале

 
Код статьиS086954150017415-6-1
DOI10.31857/S086954150017415-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Чукотский филиал ФГАОУ ВО “Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова”
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы70-83
Аннотация

Статья фокусируется на сформированном ситуацией относительной автономности отношении северобайкальских эвенков к флоре. В центре внимания оказываются знания эвенков Северного Байкала о целебных свойствах универсальных “эвенкийских лекарств” – горечавке холодной и родиоле розовой. Взаимодействие людей с растениями анализируется в контексте мобильности; рассматриваются практики поиска и сбора лекарственных дикоросов. Эвенкийский охотничий этос и представления об охотничьей удаче включены в систему отношений человека, растений, животных и ландшафта. Автор отмечает, что локальные знания о полезных свойствах местной флоры формировались под влиянием наблюдения людей за поведением животных. Занятия оленеводством и охотой требовали от находящихся в постоянном движении таежников навыков жизни в относительной автономности, а стратегии использования медицинских средств, профилактики и лечения заболеваний складывались в условиях постоянного дефицита ресурсов. Это выработало у эвенков определенный, основанный на минимизации потребления тип отношения к любым дарам природы. В таких условиях особо востребованными оказывались именно лекарства широкого спектра действия.

Ключевые словаэтномедицина, лекарственные растения, эвенки, Северный Байкал, автономность, мобильность, охотничья удача, горечавка холодная, родиола розовая
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 18-18-00309]
Дата публикации14.12.2021
Кол-во символов32059
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Растения всегда занимали важную позицию в этномедицинской практике различных групп эвенков – на хорошее знание ими местной флоры исследователи обратили внимание достаточно давно. Еще в 1873 г. А.Л. Чекановский, собиравший образцы растений в районе Нижней Тунгуски, записывал их эвенкийские названия и помечал целебные свойства (Василевич 1969: 187). Тем не менее, несмотря на то что местная флора широко использовалась эвенками в лечении болезней, в научной литературе можно встретить только общие, неполные сведения об этом (Намзалов и др. 2017: 52). Известно лишь несколько публикаций, в которых подчеркивается особая роль растений в локальных этномедицинских практиках эвенков (Намзалов и др. 2013, 2017; Баханова 2009; Дмитриева 2006; Колосовский 1990).
2 Данная статья опирается на материалы, собранные мной за 15 месяцев (в период с 2007 по 2018 г.) полевых исследований в Северобайкальском районе Республики Бурятия. Основными методами были включенное наблюдение и полуструктурированные интервью. Я работал среди эвенков – охотников и оленеводов – в национальных селах и на территориях эвенкийских родовых общин “Орон” и “Улуки”.
3 В тексте рассматриваются практики северобайкальских эвенков, связанные со сбором, обработкой и применением универсальных “эвенкийских лекарств” – двух лекарственных растений – горечавки холодной и родиолы розовой.
4 Медицинский плюрализм
5 Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению методов сбора, получения и использования лекарственных растений, остановимся на том, каким образом эвенки Северного Байкала воспринимают медицинские практики и какие средства применяют в случае необходимости. В целом сложившуюся ситуацию можно обозначить как “медицинский плюрализм” (Anderson 2011). Местные жители не противопоставляют официальную медицину и медицину народную, они используют любую информацию и не пренебрегают никакими доступными средствами.
6 Первые постоянно практикующие фельдшеры появляются на Северном Байкале в начале XX в. Многие из них параллельно работают учителями в школах. Серьезным шагом на пути создания системы медицинского обслуживания в регионе стало формирование в 1925 г. мобильных медицинских групп Российским обществом Красного креста и Народным комиссариатом здравоохранения (Шубин 2001: 104). В ранний советский период региональные власти организовали несколько экспедиций с целью сбора данных о здоровье эвенков. В 1925–1927 гг. в группе, направленной к баунтовским эвенкам, работали врачи Переводчиков (1925 г.), Агровский (1926–1927 гг.) и Огинт (НАРБ 1: 49). В 1927 г. выпускник Саратовского медицинского института Агровский начинает принимать киндигирских эвенков в новой небольшой больнице, построенной в с. Душкачан (Шубин 2001: 104, 105; АМАЭ: 31, 42) – весь персонал больницы на тот момент состоял из двух человек (АМАЭ: 30об.).

Всего подписок: 1, всего просмотров: 853

Оценка читателей: голосов 0

1. Баханова Л.С. Народная медицина эвенков // Тальцы. 2009. № 1 (32). С. 28–30.

2. Василевич Г.М. Эвенкийско-русский словарь / Сост. Г.М. Василевич. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958.

3. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – начало ХХ в.). Л.: Наука, 1969.

4. Василевич Г.М. Дошаманские и шаманские верования эвенков // Советская этнография. 1971. № 5. С. 53–60.

5. Головнёв А.В., Куканов Д.А., Перевалова Е.В. Арктика: атлас кочевых технологий. СПб.: МАЭ РАН, 2018.

6. Давыдов В.Н. Борьба с хищниками и повседневные практики современных оленеводов: отношения человека и животных на Северном Байкале (по результатам полевых исследований 2007–2012 гг.) // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 12 / Под ред. Е.Г. Федоровой. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 23–42.

7. Давыдов В.Н., Беляева-Сачук В.А., Давыдова Е.А. Режимы автономности в Восточной Сибири: медицинские практики в условиях тундры, тайги и степей // Уральский исторический вестник. 2021. № 1 (70). С. 60–69.

8. Дмитриева К.М. Лекарственные растения Оленекского эвенкийского национального района. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2006.

9. Дырчикова М.И. Растения в культуре Баргузинских эвенков (на материале учебных практик) // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2014. № 1 (2). С. 81–83.

10. Колосовский А.С. Применение лекарственных растений аборигенами о. Сахалина // Краеведческий бюллетень (Южно-Сахалинск). 1990. № 4. С. 120–142.

11. Намзалов Б-Ц.Б., Афанасьева Е.Ф. О некоторых лекарственных растениях народной медицины баргузинских эвенков (Северное Прибайкалье) // Проблемы ботаники Южной Сибири и Монголии: материалы Двенадцатой международной научно-практической конференции, Барнаул, 28–30 октября 2013 г. / Науч. ред. А.И. Шмаков. Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2013. С. 152–154.

12. Намзалов Б-Ц.Б., Афанасьева Е.Ф., Тайсаев Т.Т. О перспективах возрождения хозяйства и этноботанических традициях эвенков Северного Прибайкалья (на примере верхнеангарских и баргузинских популяций) // Растительность Байкальского региона и сопредельных территорий: материалы всероссийской школы – конференции с участием иностранных ученых (Улан-Удэ, 11–13 ноября 2013 г.) / Ред. Б.Б. Намзалов и др. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2013. С. 204–212.

13. Намзалов Б-Ц.Б., Афанасьева Е.Ф., Тайсаев Т.Т. О традиционном природопользовании и перспективах возрождения хозяйства эвенков Северного Прибайкалья // Природа Внутренней Азии. 2017. № 2 (3). С. 49–61.

14. Петри Б.Э. Охота и оленеводство у Тутурских тунгусов в связи с организацией охотхозяйства. Иркутск: б. и., 1930.

15. Симонова В.В. Этика тайги: эвенки Северного Байкала между позитивизмом и локальной стратегией минимума // Давыдов В.Н., Симонова В.В., Сем Т.Ю., Брандишаускас Д. Огонь, вода, ветер и камень в эвенкийских ландшафтах. Отношения человека и природы в Байкальской Сибири. СПб.: МАЭ РАН, 2016. С. 70–97.

16. Симонова Н.В., Доровских В.А., Анохина Р.А. Лекарственные растения Амурской области. Благовещенск: ГБОУ ВПО Амурская ГМА, 2016.

17. Сирина А.А. “Чувствующие землю”: экологическая этика эвенков и эвенов // Этнографическое обозрение. 2008. № 2. С. 121–138.

18. Сирина А.А., Фондал Г.А. Эвенки Северного Прибайкалья и проект строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий Океан” // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 2006. № 186.

19. Туголуков В.А. Следопыты верхом на оленях. М.: Наука, 1969.

20. Шубин А.С. Эвенки Прибайкалья. Улан-Удэ: Бэлиг, 2001.

21. Шубин А.С. Эвенки. Улан-Удэ: Республиканская типография. 2007.

22. Anderson D.G. Identity and Ecology in Arctic Siberia: The Number One Reindeer Brigade. Oxford: Oxford University Press, 2000.

23. Anderson D.G. (ed.) The Healing Landscapes of Central and Southeastern Siberia. Vol. 1. Edmonton: CCI Press, 2011.

24. Bird-David N. The Giving Environment: Another Perspective on the Economic System of Gatherer-Hunters // Current Anthropology. 1990. Vol. 31. No. 2. P. 189–196.

25. Brandišauskas D. Leaving Footprints in the Taiga: Luck, Spirits and Ambivalence among the Siberian Orochen Reindeer Herders and Hunters. Oxford: Berghahn Books, 2017.

26. Davydov V.N. Public Health and Folk Medicine among North Baikal Evenkis // The Healing Landscapes of Central and Southeastern Siberia Vol. 1 / Ed. D.G. Anderson. Edmonton: CCI Press, 2011. P. 129–146.

27. Hamayon R. Le “don amoureux” de la proie est l’autre face de la “chance” du chasseur sibérien // Revue du MAUSS. 2010. Vol. 36. no. 2. P. 171–181.

28. Hamayon R. The Three Duties of Good Fortune “Luck” as a Relational Process among Hunting Peoples of the Siberian Forest in Pre-Soviet Times // Social Analysis. 2012. Vol. 56. No. 1. P. 99–116.

29. Ingold T. The Perception of the Environment Essays on Livelihood, Dwelling and Skill. L.: Routledge, 2000.

30. Ventsel A. Reindeer, Rodina and Reciprocity: Kinship and Property Relations in a Siberian Village. Berlin: Lit Verlag, 2005.

31. Willerslev R. Soul Hunters: Hunting, Animism, and Personhood Among the Siberian Yukaghirs. Berkeley: University of California Press, 2007.



Дополнительные библиографические источники и материалы

АМАЭ – Архив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Ф. 12. Оп. 1. Д. 51. Куфтин Б.А. Краткий эпизодический дневник Тунгусской экспедиции Антропологического института 1-го московского гос. университета и Исторического музея народоведения. Северное Прибайкалье, Приморская обл. 1927.

НАРБ 1 – Национальный архив Республики Бурятия. Ф. 247. Оп. 1. Д. 5.

НАРБ 2 – Национальный архив Республики Бурятия. Ф. 247. Оп. 1. Д. 18.

НАРБ 3 – Национальный архив Республики Бурятия. Ф. 247. Оп. 1. Д. 73.

Неупокоев 1928 – Неупокоев В. Тунгусы Бурятии (Очерк). Верхнеудинск: изд-во журнала “Жизнь Бурятии”, 1928. 

Софронов 2008 – Софронов А. Ботанические зарисовки // Сайт Ассоциации экологического туризма. Газета “Заповедное братство”. Май 2008. № 3. http://www.ecotourism-russia.ru/ru/brotherhood/brotherhood_3_2008/janda.html (дата обращения: 21.02.2021).

Хващевский 2017 – Хващевский Ю. Где шаманские травы цветут… // Сайт “Сегодняшняя газета”. 27.02.2017. http://www.sgzt.com/?module=articles&action=view&id=3946

Система Orphus

Загрузка...
Вверх