Высшая православная духовная школа в России в контексте меняющихся представлений о человеке

 
Код статьиS023620070017031-1-1
DOI10.31857/S023620070017031-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела анализа социокультурных оснований политических процессов
Аффилиация: Институт социологии Федерально-научный исследовательский социологический центр РАН
Адрес: Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 33 Выпуск №5
Страницы92-114
Аннотация

Цель статьи — рассмотреть возможности высшей духовной школы Русской православной церкви в контексте меняющихся в мире представлений о человеке. В статье говорится о монетизации системы образования и о теории человеческого капитала как основных принципах общественного развития. Подчеркивается, что это затрагивает и духовные вузы, и систему духовного образования в целом. На примере католических университетов, которые в полной мере столкнулись с вызовами современности, в частности с изменениями представлений о человеке, популяризацией идей философии «нового атеизма», наблюдаемой «новой моральной чувствительностью», оцениваются риски и изменения православного духовного образования, актуализируется предлагаемая тематика. Значение данной работы возрастает в связи с тем, что социологические исследования такой группы, как семинарское сообщество, не проводились в России с 1988 года. Решить поставленную цель автор статьи предлагает двумя способами. Первый — через сравнительный анализ представлений о человеке и его назначении в православной антропологии и в философии «нового атеизма», с весьма общей привязкой последнего к атеизму в СССР. Предлагается не только теоретическое постулирование, но и оценка ответов учащихся на открытый вопрос о духовности как смысле жизни христианина, так и назначении духовного образования. Кроме того, проводится оценка потенциала высшей православной духовной школы в России — на какую личность она ориентирована и насколько это созвучно современным требованиям. В статье дается социальный портрет семинариста, предлагается анализ намерений учащихся относительно рукоположения и предполагаемого направления служения, степень его ответственности за себя и других. Второй способ — через оценку «священство как призвание» и «священство как профессия» (М. Вебер) устанавливаются ориентиры самих учащихся и духовной академии как ценностно-нормативной системы.

Ключевые словаправославная антропология, философия нового атеизма, новая моральная чувствительность, антропология замыкания и ненависти, неолиберализм, глобализация образования, высшие православные духовные школы
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках гранта фонда РФФИ № 21-011-43046 СССР. Рук .проекта: д.с.н. Аксёнова О.В.
Получено08.11.2022
Дата публикации09.11.2022
Кол-во символов33930
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 277

Оценка читателей: голосов 0

1. Богданов А.А. Падение великого фетишизма (Современный кризис идеологии). Вера и наука (о книге В. Ильина «Материализм и эмпириокритицизм»). М.: Издание С. Дороватовского и А.Чарушникова, 1910.

2. Докинз Р. Бог как иллюзия. М.: КоЛибри, 2008.

3. Зуев Ю.П., Соловьева Г.А., Титов Н.Ю. На вопросы социологов отвечают учащиеся Московских духовных школ Русской Православной Церкви // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 1: Антология отечественного религиоведения. Ч. 2: Институт научного атеизма – Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС. М.: МедиаПром, 2009. С. 103–112.

4. Хоружий С.С. Исихазм в Византии и России: исторические связи, антропологические проблемы // С.С. Хоружий. О старом и новом. Разд. 4. СПб.: Алетейя, 2000. С. 207–254.

5. Кронштадтский И. (протоиерей). Священнику: извлечения из дневниковых тетрадей. М.: Отчий дом, 2005.

6. Кураев А. Школа не должна учить духовности. Электронный источник: http://www.pravmir.ru/shkola-ne-dolzhna-uchit-duxovnosti/ (дата обращения: 29.09.2021).

7. Магун А.В. От триггера к трикстеру. Энциклопедия диалектических наук. В 2 т. Т. 2. Негативность в этике. М.: Изд-во Института Гайдара, 2022.

8. Милбанк Дж. Политическая теология и новая наука политики. 2008. Логос. № 4 (67). С. 33–54.

9. Подлесная М.А. Духовное образование высшей православной школы: ответ на вызовы секуляризации // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 5965–5982. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM)

10. Православный университет и общество в России. Выпускники православного университета: поведение, ценности, установки: Исследовательский семинар «Социология религии» / Н.Н. Емельянов, Е.Б. Мелкумян, И.В. Павлюткин. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.

11. Прозич Т. Культурная гегемония, религия и Русская революция 1917 года // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 1–2. С. 622–642.

12. Рорти Р. Философия и зеркало природы / пер. с англ.; науч. ред. В.В. Целищев. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997.

13. Руткевич Е. Д. Религия в глобальном пространстве: подходы, определения, проблемы западной социологии // Вестник Института социологии. 2017. № 20. C.131–161. DOI: 10.19181/2017201447

14. Стейла Д. Богостроительство и авторитаризм: проблема соотношения большевизма и религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 1–2. С. 541–566.

15. Сурожский А. (митрополит). Духовность и духовничество // Консультативная психология и психотерапия. 1994. Том 3. № 1. Электронный источник: https://psyjournals.ru/files/25628/mpj_1994_n1_Mitropolit_Surozhsky.pdf (дата обращения: 29.09.2021).

16. Тейлор Ч. Секулярный век / пер. с англ. (Серия «Философия и богословие»). М.: ББИ, 2017.

17. Харрис С. Конец веры: Религия, террор и будущее разума. М.: Эксмо, 2011.

18. Хед С. Что угрожает британским университетам // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 282–295.

19. Хитченс К. Бог не любовь: Как религия все отравляет. М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

20. Хоружий С.С. Другой – Чужой – Враг: антропология замыкания и ненависти // Фонарь Диогена: человек в многообразии практик. 2018. № 3–4. С. 11–39.

21. Хоружий С.С. Темпоральность религиозного опыта / Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т.Г. Щедрина, Б. Мещеряков; науч. ред.: Т.Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2011. С. 90–108.

22. Чурсанов С.А. Богословские основания социальных наук. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.

23. Beattie T. The New Atheists: The Twilight of Reason and the War on Religion. London, UK: Darton, Longman and Todd, 2007.

24. Bryk A., Lee V., Holland P. Catholic Schools and the Common Good. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1993.

25. Christianity in the Modern World: Changes and Controversies. Ed. by Giselle Vincett, Elijah Obinna. UK: Routledge, 2008.

26. Docherty T. The New Treason of the Intellectuals: Will Universities Survive? Manchester, UK: Manchester University Press, 2018.

27. Furlong J. Education – An Anatomy of the Discipline: Rescuing the University Project? London, UK: Routledge, 2013.

28. Maritain J. Education at the Crossroads. New Haven, CT: Yale University Press, 1943.

29. Maritain J. The Person and the Common Good. London, UK: Geoffrey Bles, 1946.

30. Maritain J. The Education of Man. New York: Doubleday, 1962.

31. Milbank J., Pickstock С., Ward G. Introduction. Suspending the material: the turn of radical orthodoxy. Radical orthodoxy. A new theology. Ed. by John Milbank, Catherine Pickstock and Graham Ward. London: Routledge, 1999.

32. Sullivan J. Catholic universities as counter-cultural to universities PLC. International Journal of Catholic Education. 2019. N 11(2). P.190–203.

33. Torevell D. Teaching theological anthropology through English literature set texts in Catholic secondary schools and colleges. International Journal of Christianity & Education. 2020. P.1–19. DOI:10.1177/2056997120944942

Система Orphus

Загрузка...
Вверх