Philosophy for Millions and Millions of Philosophers

 
PIIS023620070016689-4-1
DOI10.31857/S023620070016689-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Philosophical Studies of Ideological Processes
Affiliation: RAS Institute of Philosophy
Address: 12/1 Goncharnaya Str., Moscow 109240, Russian Federation
Journal nameChelovek
EditionVolume 32 Issue №4
Pages91-108
Abstract

In the article, the relationship between the highest professional specialization of philosophy and its involvement in the realities of everyday life consciousness, collective and individual, are considered. Karl Jaspers defines philosophy precisely through the natural need and ability of human being as such, from the piercing questions of children to the revelations of anomalous geniuses. Great philosophers only concentrate this sleeping ability in a person to see the world directly and every time anew. Rightly considered the most closed type of intellectual activity, philosophy at the same time provides examples of live communication and direct appeal to people and society.  The fact that each of us is the bearer of philosophical ideas (whether we are aware of it or not) leads to the problem of ideology. By analogy with the constitution of the political by Carl Schmitt through the opposition "friend — enemy", ideology is constituted by the opposition of "faith — knowledge" in a single continuum between the poles of "almost religion" and "almost philosophy". If ideology asserts the non-obvious as obvious, then the mission of philosophy is a systematic criticism of the obvious.  This conflict manifests itself both in society and in the consciousness of an individual.  The classic understanding of ideology as a purely external manipulation (“consciousness for the Other”) is challenged by the presence in the consciousness of the individual subject of “internal dialogue” and “internal speech” with the effects of ideological work and ideological struggle with oneself (the individual as a micromodel of society and the state).  Postmodern all the more accentuates the non-professional dimension of philosophy by rejecting the schemes of progress and hierarchy, the logic of binary oppositions, including high and low, center and marginal, specialized and amateur.  The ability to reflect is the most important feature of a sovereign personality in its resistance to the "penetrating" ideology and new mythology, degrading to intellectual barbarism and political savagery.

Keywordspersonal philosophy, individual consciousness, everyday life, ethnoscience, philosophical criticism and ideological "evidence"
Received27.09.2021
Publication date28.09.2021
Number of characters34724
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Я не из числа сочинителей, гордо заявляющих, что пишут они только для себя. Единственное, что писатели пишут для себя, – это списки покупок; с ними сверяются в магазине, а позже выбрасывают за ненадобностью…
2 Умберто Эко. Откровения молодого романиста.
3 Эту книгу, пожалуй, поймет лишь тот, кто уже сам продумывал мысли, выраженные в ней, или весьма похожие Ее цель будет достигнута, если хотя бы одному из тех, кто прочтет ее с пониманием, она доставит удовольствие.
4 Людвиг Витгенштейн. Логико-философский трактат
5 Философия считается одним из самых закрытых видов интеллектуальной деятельности. Если не самым закрытым. Есть тексты, сокровенный смысл которых понимают единицы, и в их число необязательно входят сами авторы. Зачем нужна вся эта заумь – вопрос тоже философский, а, возможно, и «основной». Есть ли у этих великих идей какая-либо живая жизнь вне трактатов – и, наоборот, нет ли в самой повседневной жизни особого рода латентной, скрытой философии, которая как таковая просто не опознается? Что происходит в головах обывателей, вдруг упирающихся в вопросы, по сути именно философические? Чтобы увидеть, чем мозг философа в работе отличается от «мозга здорового человека», нужен был бы специальный сканер, а его нет. Но есть следы – независимые от сознания объективации, выдающие всю эту богатую светскую «жизнь интеллектов» от великих гуру до бытовых метафизиков.
6

Сеансы одновременной игры в бисер

7 Более девяти десятых академической активности в философии занимает взаимодействие с корпусом таких же философских текстов. Это особая нагрузка на профессию. Такой массовой экзегетики и спекулятивных «продолжений» даже близко нет в положительной науке. Индивидуализация языка и речи в философии может стягиваться до масштаба одного автора, а то и одной книги. Немыслимо, чтобы физики вдруг ударились в игру смыслами с множеством неповторимых наречий в вечном толковании книг «О вращениях небесных сфер», «Математические начала натуральной философии» или «К электродинамике движущихся тел».
8 Однако даже самые отвлеченные мыслительные конструкции в себе и из себя интересны не только философствующим по долгу службы. Здесь есть своя человеческая стихия. Адепты разных философий образуют целые концептуальные религии и церкви, светские приходы, секты и ереси, сколачивают ордена, веками не вылезающие из диванных крестовых походов против «неверных». Тяга к обычным наукам в нерабочее время все же требует присутствия головы, тогда как непонятная философия как очень измененная форма сознания легко порождает зависимость людей, в том числе, вообще без понятия. Откуда такие вызывающе непрактичные, но при этом всепоглощающие увлечения — вопрос уже не о философии, а о парадоксах самого человека.
9 Отсюда такое видовое многообразие философских жанров. Есть целые библиотеки канонических текстов, будто специально написанных понятно — «адаптированных» самим автором уже в момент письма1. А есть, наоборот, пласты эзотерики, кажущейся нарочито заумной и уж точно отсекающей неподготовленных школой и самой природой. Без особого рода интеллектуального слуха многое в философии не поможет освоить никакая подготовка вроде тренажа в музыке. Это вообще не вопрос дрессуры2. 1. «То, что вообще может быть сказано, должно быть сказано ясно; о том же, что сказать невозможно, следует молчать» [1]. Либо так: «Книга должна быть либо ясной, либо строгой, совместить эти два требования невозможно» [4].

2. Различия нынешних «островных» и «континентальных» (шире англоязычных и франкофонных) традиций так и хочется назвать врожденными и генетическими, хотя, конечно же, это не так. Англоязычная философия давно тяготеет к ясности, тогда как французы, наоборот, предав гений Ленотра и Декарта, склонны отождествлять мутное с глубоким, а путанное с тонким. Затемненение как атрибут подлинной философичности сродни культу изыска в парфюмерии и нюанса в гастрономии. Когда этот стиль письма воспроизводят по-русски и от себя, как якобы родной, муки имитации и литературного усилия скрыть весьма непросто.

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 550

Readers community rating: votes 0

1. Wittgenstein L. Logiko-filosofskii traktat [Logical-Philosophical Treatise]. Wittgenstein L. Filosofskie raboty. Chast' I [Works on Philosophy. Part I], transl. from Germ. by M.S. Kozlova, Yu.A. Aseev, comp., intr., notes by M.S. Kozlova. Moscow: Gnozis Publ., 1994. P. 3.

2. Jencks C.A. Yazyk arkhitektury postmodernizma [The Language of Postmodern Architecture], transl. from Eng. by A.V. Ryabushin, M.V. Uvarova, eds. A.V. Ryabushin, V.L. Khait. Moscow: Stroiizdat Publ., 1985. P. 12–13.

3. Ideologiya kak simulyakr prakticheskoi filosofii [Ideology as a Simulacrum of Practical Philosophy]. [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=hPoi_goDGDg&feature=youtu.be (date of access: 30.04.2021).

4. Persony v kollektsii “Sovremennye problemy informatiki” [Persons in the Collection “Modern Problems of Informatics” [Electronic resource]. URL: http://www.nsc.ru/win/elbib/data/show_page.dhtml?76+120 (date of access: 09.04.2021).

5. Rubtsov A.V. Nartsiss v brone. Psikhoideologiya grandioznogo YA v politike i vlasti [Narcissus in Armor. Psycho-ideology of the “Grandiose Self” in Politics and Power]. Moscow: Progress-Traditsiya Publ., 2020.

6. Rubtsov A.V. Prevrashcheniya ideologii. Ponyatie ideologicheskogo v “predel'nom” rasshirenii [The Transformation of Ideology. The Concept of the Ideological in the “Extreme” Expansion]. Voprosy filosofii. 2018. N 7. P. 18–27.

7. Seriya knig “Platon i K°” [Book series “Platon and K°”]. [Electronic resource]. URL: https://www.livelib.ru/pubseries/572115-platon-i-k) (date of access: 09.04.2021).

8. Sokal A., Bricmont J. Intellektual'nye ulovki. Kritika sovremennoi filosofii postmoderna [Impostures intellectuelles. Criticism of the Modern Philosophy of Postmodernity], trans. from English by A. Kostikova, D. Kralechkin. Moscow: Dom intellektual'noi knigi Publ., 2002.

9. Fiedler L. Peresekaite granitsy, zasypaite rvy [Cross the Borders, Close the Gaps]. Sovremennaya zapadnaya kul'turologiya: samoubiistvo diskursa. [Modern Western Culturology: Discourse suicide], trans. from English. Мoscow: Ad Marginem Publ., 1993. P. 462–518.

10. Filosofiya i ideologiya: ot Marksa do postmoderna [Philosophy and Ideology: from Marx to Postmodernity], eds. A.A. Guseinov, A.V. Rubtsov, comp. by A.V. Rubtsov. Moscow: Progress-Traditsiya Publ., 2018. P. 21–168.

11. Frantsuzskii detskii pisatel' Zhan-Pol' Mongen — o Kante dlya samykh malen'kikh [French Children's Writer Jean-Paul Mongen — about Kant for the Smallest] URL: https://www.m24.ru/articles/literatura/30092016/118053 (date of access: 09.04.2021)

12. Jaspers K. Vvedenie v filosofiyu [Introduction to Philosophy], trans. from Germ. by A.A. Mikhailov. Minsk: Propilei Publ., 2000.

Система Orphus

Loading...
Up