Советский «гуманизм»: тема борьбы с человеческим страданием в произведениях А.М. Горького и М.М. Зощенко

 
Код статьиS023620070016687-2-1
DOI10.31857/S023620070016687-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, 109240 Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №4
Страницы75-90
Аннотация

Вопреки стереотипу противопоставления творческого гения   власти А.М. Горький и М.М. Зощенко длительное время были лояльны советской идеологии. Осознавая значимость литературы как способа ненасильственного массового распространения идеи и откликаясь на утопические надежды трансформации мира с помощью коллективного начала, они исследовали пути победы над человеческим страданием, считая эту победу осуществимой силами самого человека — путем социальных преобразований или научно-технического прогресса. А.М. Горький, долгое время отражавший жестокость жизни русских сел и городского дна, уделяет внимание образу борца со страданием. Таковы, например, герои романа «Мать» (1907 год), канонизированные советской властью в качестве человеческого идеала. Они наделены рядом достоинств: жертвенностью, человеколюбием, простотой, даром слова и т.д. Таков и В.И. Ленин в очерке, представленном по случаю его смерти. Однако Ленин показан еще и как политик, вынужденный применять насилие ради блага будущих поколений. Допускается и даже показывается неизбежным избавление от страданий ценой жертв. В 1940 году, откликаясь на призыв Горького «осмеять страдание», М.М. Зощенко создает «Перед восходом солнца», повесть-самоанализ, в которой, подражая наукоцентричным стремлениям 1930-х годов, исследует собственную способность испытывать несчастье. Он приходит к выводу о возможности и необходимости сознательного контроля «нижнего этажа» психики, к которому относятся страхи, ранние условные рефлексы и другие, часто неосознаваемые, «тени», влияющие на поведение личности, включая проявления жестокости и способность испытывать страдание. Опираясь на подобный контроль, возможно достичь здоровья как спокойного принятия природного и социального порядка, имеющего большую значимость, чем личностные переживания. Оба писателя показывают несомненное стремление покончить с человеческими страданиями и оба допускают второстепенность страданий отдельного человеческого существа по сравнению с общезначимым благом.

Ключевые словаМ.М. Зощенко, А.М. Горький, «Перед восходом солнца», «Мать», сталинизм, тоталитаризм, страдание, утопия, идеология
Получено27.09.2021
Дата публикации28.09.2021
Кол-во символов27880
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Постсоветская исследовательская традиция культуры СССР на фоне обличения преступлений сталинизма, как правило, противопоставляет творческого гения власти. Но еще Н.А. Бердяев, серьезный критик большевиков, писал в середине XX веке, что в России марксизм был своеобразной мессианской идеей интеллигенции — не столько теорией о развитии экономики, сколько бескомпромиссным религиозным стремлением к радикальному преобразованию жизни [1, с. 88]. Это частично объясняет, почему некоторые гении сознательно предпочитали сторону советской идеологии. Современная им мировая культура переживала зарождение массового человека, постепенный расцвет тоталитарных государств и мировые войны. Советский проект с его стремлением осчастливить массы мог представляться мечтой о лучшем будущем.
2 Долгие века присутствие гуманистических ценностей в европейской культуре определяло христианство, проповедующее индивидуальное спасение. Каждая жизнь представлялась чем-то уникальным и важным, созданным любящим Творцом и удостоенным искупительной жертвы Христа. К концу XIX в. в результате развития науки и техники большое значение приобрело общественное производство, а избавление от тягот бытия стало мыслиться как дело общности людей. Ф.К. Мюллер-Лиер в 1913 году писал: «Сила человеческого рода и ее превосходство над всеми другими животными состоит не столько в силе индивидуума, сколько в объединенном сотрудничестве многих лиц, сплачивающихся в организм высшего порядка… Весь прогресс человечества, всей культуры, вызван ростом общественного сотрудничества» [17, с. 171]. Социолог также сформулировал т.н. «закон аггрегации», согласно которому единство разрозненных сил отличается по качеству от их простой суммы, и сообщество людей соответственно действует эффективнее, чем множество несвязанных друг с другом индивидов [там же, с. 183]. С развитием подобного подхода естественно было бы ожидать и изменения отношения к судьбе отдельного человека — ее слияния с судьбой общности, отодвигания на второй план. Тем более, что европейская мысль имела образец подобного мировоззрения в дохристианской культуре: в V веке до н.э. Платон описал модель государства, в котором граждане объединены не личным, а общим благом [см., например, «Государство» 369b, 420с, 433а — 17, c. 156 с. 224, с. 242].
3 Советский проект претендовал на скорое воплощение мечты именно о коллективной победе над злом и страданием всего мира. От устроенного по новым законам советского общества ожидали прежде немыслимых достижений: в 1934 году по инициативе А.М. Горького при поддержке лично И.В. Сталина в СССР был открыт Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ) — научная организация, в чьи задачи входил в том числе поиск способов преодолеть старение и победить смерть. Несовершенство человеческой природы рассматривалось как явление не этическое, увязанное с личными отношениями человека и Бога, а биологическое, исправляемое научно-техническим прогрессом, доступным передовому социуму. ВИЭМ был организован с большим размахом: в Москве возводился монументальный комплекс зданий, в которых помещались оборудованные по последнему слову техники лаборатории. Только Великая Отечественная война помешала смелому начинанию.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 513

Оценка читателей: голосов 0

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж: YMCA-PRESS, 1955.

2. Богданов А.А. Эмпириомонизм. Кн. I. М.: Типография общества распространения полезных книг, 1905.

3. Быков Д.Л. Был ли Горький? Биографический очерк. М.: АСТ, 2009.

4. Ваксберг А.И. Гибель буревестника. М.: Терра Спорт, 1999.

5. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

6. Горький М. Заключительная речь на первом всесоюзном съезде советских писателей 1 сентября 1934 года // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 27. М.: Гос. изд-во художественной лит-ры, 1953.

7. Горький М. В.И. Ленин (окончательная редакция) // Горький М. Собр. соч. в 18 т. Т. 18. М.: Гос. Изд-во художественной лит-ры, 1963.

8. Горький М. Мать // Горький М. Мать. По Союзу Советов. Л.: Лениздат, 1975.

9. Гостеев И.А. Идеи богостроительства в публицистика и художественном дискурсе М. Горького: хронология и эволюция // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №76–1. С. 111–115.

10. Ерохина Т.И. Максим Горький: культурный герой и память культуры // Верхневолжский филологический вестник. № 4. 2018. С. 217–222.

11. Жолковский А.К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.

12. Зощенко М.М. Выступление на заседании президиума Союза советских писателей 6 декабря 1943 года // Русская литература. 2011. № 2. С. 224–232.

13. Зощенко М.М. Перед восходом солнца. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020.

14. Лапина И.А. Статьи М. Горького о Ленине: проблемы авторства и оценки личности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. №137. С. 14–26.

15. Михаил Зощенко. Pro et contra. СПб: Издательство РХГА, 2015.

16. Мюллер-Лиер М.К. Социология страданий. М.: УРСС, 2020.

17. Платон. Государство // Платон. Сочинения в 4 т. Т. 3. Часть 1. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. университета, издательство Олега Абышко, 2007.

18. Попов В.В. Михаил Зощенко. Беспризорный гений. М.: АСТ, 2017.

19. Пузырей А.А. Драма неисцеленного разума // Повесть о разуме / М. Зощенко. М.: Педагогика, 1990. С. 149–153.

20. Фесенко Э.Я. О романтическом герое Максима Горького: к истории вопроса // Вестник Северного (арктического) Федерального университета. Серия: гуманитарные науки. 2018. № 5. С. 103–111.

21. Худенко Е.А. Жизнетворчество как метатекст: Мандельштам —Зощенко — Пришвин. Барнаул: АлтГПА, 2011.

22. Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: АСТ, до 1935 г.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх