Феномен современного детства

 
Код статьиS023620070014858-0-1
DOI10.31857/S023620070014858-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший преподаватель кафедры философии образования философского факультета
Аффилиация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №2
Страницы41-50
Аннотация

Современное детство представляет собой сложное сочетание признаков, контекстов и взаимодействий, связанных с цифровой средой, беспрепятственным преодолением пространственно-временных рамок в сфере оцифрованной информации и виртуальной реальности, опережающим освоением технологических новинок, преодолением культурных и коммуникативных барьеров в виртуальной интернет-среде. Эти факторы влияют на специфику современного детства в контексте образовательных практик. Детство традиционно рассматривалось в философии как этап жизни человека в контексте концепции времени, в контексте концептуализации взрослости и период становления взрослого человека. В связи с обоснованием самоценности детства дети перестали рассматриваться философами как неполноценные взрослые, стремящиеся к сложности и совершенству. В философских и психолого-педагогических трудах детство изучается в ракурсе нормативности и автономии. Взросление определяется как этап значительного увеличения автономии и расширения субъективного пространства ребенка, но вместе с тем взросление связано с уменьшением произвольности и спонтанности, повышением социальной значимости и зависимости от социальных норм. В таких условиях возникает вопрос — возможна ли автономия ребенка (ученика) от взрослого (учителя) в контексте образовательных практик? Этот вопрос является одной из тем исследований международного движения «Философия для детей», стремившегося привнести философские основания в практику образования детей, исходя из известной установки на то, что никто никого не обучает, человек сам обучается посредством включенности в отношения с миром. В качестве источника образования авторы движения, стремясь приобщить детей раннего возраста к философствованию, предлагают диалогические отношения, установленные между учителями и обучающимися, предполагая отказ от иерархии отношения и предоставляя максимальную свободу. Однако современные образовательные реалии в условиях сращивания формализации и организованного порядка при внутренних тенденциях к свободе и спонтанности создают новые коллизии, требующие разрешения. Неолиберальное образование сосредоточивается на ребенке, при этом зачастую концентрируя внимание на регламентации процесса обучения и сохраняя авторитарные и однонаправленные методы контроля, заявляя переход к новой парадигме, центром которой становятся ребенок и его интересы, но при этом сохраняя инструменты и средства контроля качества классического образования. В таких условиях ключевыми точками в образовательной парадигме становятся совместный поиск компромисса между «свободой и необходимостью», «творчеством и ответственностью».

Ключевые словасовременное детство, феномен современного детства, философия образования, образование детей
Дата публикации30.04.2021
Кол-во символов15479
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 719

Оценка читателей: голосов 0

1. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 31–38.

2. Дуденкова И. «Детский вопрос» в социологии: между нормативностью и автономией // Социология власти. 2014. № 3. С. 47–59.

3. Кон И.С. Детство как социальный феномен. М., 1995. С. 234. Изд-во?

4. Кохан У.О. Пауло Фрейре и «Философия для детей»: критический диалог // Социум и власть. 2018. № 6 (74). C. 55–67. [Электронный ресурс]. URL: https://siv74.ru/images/downloads/DOI/DOI-2018-6/6_kohan.pdf (дата обращения:01.02.2021).

5. Романенко И.Б. Противостояние персонализма и универсализма в истории российской образованности: территория духа

6. // Философия человека в историческом контексте. М. 2019. С. 31–43. Изд-во?

7. Селли Дж. Очерки по психологии детства. М.: КомКнига, 2019.

8. Территория детства: образовательные практики и манипулятивные технологии: Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://philosophy.spb.ru/f/territoriya_detstva_obrazovat_prakt_i_manipulyativnye_tehnologii.pdf (дата обращения: 01.02.2021).

9. Frantsuzova О., Trubitsyna L. Upon the educational potential of the informational environment of educational institutions and some problems of its use, SHS Web of Conferences. 2016. Vol. 29. P. 01024. DOI: 10.1051/shsconf/20162901024.

10. Gareth M., Mullin A. The Philosophy of Childhood. The Stanford Encyclopedia of Philosoph URL: https://plato.stanford.edu/entries/childhood/ (date of access: 01.02.2021).

11. Gheaus Anca. The «Intrinsic Goods of Childhood» and the Just Society, A. Bagattini and C. Macleod. The Nature of Children’s Well-Being: Theory and Practice. 2014, Dordrecht: Springer. P. 35–52. DOI: 10.1007 / 978-94-017-9252-3_3.

12. Rikel A.M. Perception of Social Maturity Criteria, Self-perception and Value Orientations among Russian Millennials // Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. Vol. 17, N 3. P. 491–503. DOI: 10.22363/2313-1683-2020-17-3-491-503.

13. Robert I.V. Pedagogical Feasibility of Using Systems on the Web-interface for Implementating the Interdisciplinary Nature of Training, Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018), 2018. P. 36–40. DOI: 10.2991 / iceder-18.2018.8

14. Rubtsov A. Millennials of the Postmodern age. Will the New Generation Change the World // Chelovek. Vol. 31(5), 2020. P.129–145. DOI: 10.31857/S023620070012393-9. Почему на англ.?

15. Siegel H. The Oxford Handbook of the Philosophy of Education. 2009, Oxford: Oxford University Press. URL: https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780195312881.001.0001/oxfordhb-9780195312881#showmorecontent (date of access: 01.02.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх