Стратегия массовой персонализации в современном образовании

 
Код статьиS023620070014857-9-1
DOI10.31857/S023620070014857-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: кафедра философии образования, философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова
Адрес: Москва, 119991 Ленинские горы, д.1
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №2
Страницы30-40
АннотацияРассматривается массовая персонализация как модель организации образовательной деятельности, инновационность которой обусловлена современными технологическими возможностями создания или адаптации образовательного продукта в соответствии с индивидуальными потребностями обучающегося. Демонстрируется обусловленность социального заказа на массовую персонализацию в образовании рядом мегатрендов в экономическом и социальном развитии. Характеризуется концепт массовой персонализации в экономическом аспекте, а также обосновывается возможность экстраполяции идеи массовой персонализации на область современного образования. Автор понимает стратегию массовой персонализации как один из путей развития более открытой архитектуры образования и повышения социальной эффективности образовательных практик. В первой части статьи исследуется потенциал массовой персонализации для развития самого образования и решения широкого круга задач социального развития. Отмечается, что возрастающее разнообразие технологических решений позволяет конструировать нелинейные схемы образования, развивать образовательные экосистемы, формировать образовательный ландшафт для удовлетворения гетерогенного социального заказа к образованию. Подчеркивается актуальность задач развития цифровой педагогики для формирования мотивированности и субъектности индивидов как главного условия эффективности массовой персонализации и для минимизации ошибок в определении целей обучения. Обсуждается возможность смещения акцентов в аксиологии образования с инструментальной трактовки образовательных результатов на подчеркивание значимости образования как процесса становления личности в ее целостности. Во второй части статьи анализируются возможные риски реализации стратегии массовой персонализации, в частности риски развития образовательного неравенства, отхода от принципов эгалитарности в организации образования, связанные с использованием больших данных риски нарушений приватности и конфиденциальности обучающихся. Как потенциальные угрозы указываются возможности манипулирования сознанием обучающихся, управления их вниманием. В заключение делается вывод о возможных перспективах развития стратегии массовой персонализации.
Ключевые словамассовая персонализация, образование, субъектность, цифровизация, философия образования, социальные риски
Дата публикации30.04.2021
Кол-во символов19567
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 569

Оценка читателей: голосов 0

1. Бутенко В., Полунин К., Степаненко А. и др. Массовая уникальность — глобальный вызов в борьбе за таланты // BCG. 2019. 27 сент. URL:

2. https://web-assets.bcg.com/f9/24/5f3a82564d6fa0d27a6d767ae0f6/rus-bcg-mas-uniq-tcm27-228998.pdf (дата обращения: 25.01.2021).

3. Бюллетень Росстата «Социально-экономические индикаторы бедности в 2013–2019 годах». URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_110/Main.htm (дата обращения: 06.02.21).

4. Ермаков Д.С., Кириллов П.Н. Персонализированная модель в цифре // Образовательная политика. 2019. № 3(79). С. 132–141.

5. Лукша П., Кубиста Д., Ласло А. и др. Образование для сложного общества. М.: Российский учебник, 2018.

6. Макова Н. Три новые грамотности, которые необходимо развивать каждому из нас. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/18478-tri-novye-gramotnosti-kotorye-neobkhodimo-razvivat-kazhdomu-iz-nas (дата обращения 20.01.21).

7. Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России. М.: НИУ ВШЭ, 2020.

8. Программа «Цифровая платформа персонализированного образования для школы». 2019. URL: https://vbudushee.ru/education/programma-tsifrovaya-platforma-personalizirovannogo-obrazovaniya-dlya-shkoly (дата обращения: 28.01.2021).

9. Янкевич С.В., Княгинина Н.В., Пучков Е.В. Кастомизация российского высшего образования через систему микростепеней. М.: НИУ ВШЭ, 2020.

10. Baranauskas G. Mass Personalization Vs. Mass Customization: Finding Variance in Semantical Meaning and Practical Implementation Between Sectors // Social Transformations in Contemporary Society. 2019. N 7. P. 7–15.

11. Peters M.A. Personalization, Personalized Learning and the Reform of Social Policy: The Prospect of Molecular Governance in the Digitized Society // Policy Futures in Education. 2009. Vol. 7, N 6. P. 615–627.

12. Schuwer R., Kusters R.J. Mass Customization of Education by an Institution of HE: What Can We Learn from Industry? // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2014. Vol. 15, Iss. 2. P. 1–25.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх