Искусственный интеллект в образовании. Анализ целей внедрения

 
Код статьиS023620070014856-8-1
DOI10.31857/S023620070014856-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая кафедрой философии образования философского факультета
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Москва, Российская Федерация, 119234 Москва, Ленинские горы, учебно-научный корпус «Шуваловский»
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №2
Страницы9-29
Аннотация

В статье предложена типология целей применения систем искусственного интеллекта (ИИ), соответствующая трем ключевым аспектам понимания образования (образование как система, образование как процесс, образование как результат) и отвечающая значимым трендам развития образования (возрастание гибкости и децентрализации системы глобального образования, персонализация процесса образования, цифровая фиксация компетентностных результатов образования). В статье описано, что применительно к системному аспекту образования технологии ИИ смогут приблизить управление образованием к использованию методов, основанных на значительном объеме качественных данных, и способствовать формированию доказательной образовательной политики. Продемонстрировано, что проблемы с интерпретацией модели принятия решений в администрировании напрямую влияют на оценку эффективности поддержки искусственным интеллектом управленческих решений в образовательной сфере. Показано, что процесс обучения и воспитания может быть персонализирован и индивидуализирован при поддержке ИИ за счет формирования индивидуальных образовательных программ по форматам, по контенту, по образовательной среде; методической поддержки учебных курсов; повышения мотивации и включенности обучающихся. Трансформация моделей взаимодействия субъектов образования неоднозначна с точки зрения влияния на автономность и ответственность субъектов, на результаты социализации и воспитания, на трудоемкость и прозрачность образовательного процесса, в том числе в свете перспектив появления систем «человек–ИИ» как обучаемого агента. В результативном аспекте образования выявлено, что ИИ привлекателен как инструмент мониторирования и фиксации образовательных достижений и затраченных ресурсов, способный прояснить связи между образовательными активностями и результатами. Цифровой образовательный след, становясь товаром, порождает ряд конфликтов относительно автономии субъектов и статуса персональных данных. Ключевые риски использования ИИ в образовании связаны в статье с проблемами экзистенциальной безопасности человека и антропологической сущностью образования. Их оценка ограничена дилеммой Коллингриджа, в разрешении которой значима комплексная социогуманитарная экспертиза целей и практик применения ИИ в образовании, частью которой являются разработки в области философии образования.

Ключевые словаобразование, философия образования, системы искусственного интеллекта, технологии искусственного интеллекта, цели образования, образование как ценность, система образования, образовательный процесс
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект»
Дата публикации30.04.2021
Кол-во символов34842
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 5, всего просмотров: 1662

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеева И.Ю. Субъектность искусственного интеллекта: старые вопросы в новых контекстах // Информационное общество. 2020. № 6. С. 2–6.

2. Амиров Р.А., Билалова У.М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. 2020. № 3 (135). С.80–88.

3. АНО «Университет 20.35» официальный сайт. URL: https://2035.university/arkhipelag-20-35/ (дата обращения: 23.01.2021).

4. Брызгалина Е.В. Медицина в оптике искусственного интеллекта: философский контекст будущего // Человек. 2019. Т. 30, № 6. С. 54–71.

5. Брызгалина Е.В. Искусственный интеллект в образовании: социально-философские аспекты [Электронный ресурс] // 20.35. Информбюро. Национальная технологическая инициатива. 2019. URL: https://ntinews.ru/blog/publications/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-sotsialno-filosofskie-aspekty.html (дата обращения: 13.01.2020).

6. Гребенщикова Е.Г. Гуманитарная экспертиза и дискурс антиципации // Идеи и идеалы. 2018. Т. 1, № 2. С. 100–111.

7. Лучшева Л.В. Социальные проблемы использования ИИ в высшем образовании: задачи и перспективы// Научный Татарстан. 2020. № 4. С. 84–89.

8. Материалы Образовательного интенсива «Архипелаг 20.35». Официальный сайт АНО «Университет 20.35» URL: https://2035.university/arkhipelag-20-35/. (дата обращения: 13.01.2021).

9. Оносов А.А., Брызгалина Е.В., Савина Н.Е., Туманов С.В. Зарубежные образовательные платформы в системе российского образования: оценка потенциала и прогнозирование рисков // Высшее образование в России. 2018, Т. 27, № 8–9. С. 135–151.

10. Паскова А.А. Технологии искусственного интеллекта в персонализации электронного обучения //Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 3. С. 113–122.

11. Пырнова О.А., Зарипова Р.С. Технологии искусственного интеллекта в образовании // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. № 3. С. 41–44.

12. Сохраняева Т.В. Цифровая социализация как проблема философии образования // Философия образования. 2018. Т. 1, № 74. С. 35–43.

13. Тищенко П.Д., Юдин Б.Г. Звездный час философии? // Вопросы философии. 2015. № 12. С.198–203.

14. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». Официальное интернет-представительство президента России http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731] (дата обращения: 23.01.2021).

15. Фомичева Т.Л. Применение искусственного интеллекта в образовании // Самоуправление. 2020. № 5 (122) С. 461–464.

16. Ada Lovelace Institute URL: https://www.adalovelaceinstitute.org. (date of access: 11.01.2021).

17. Bertino E., Doshi-Velez F., Gini M.L., Lopresti D., Parkes D. Artificial Intelligence & Cooperation. ArXiv, 2020, abs/2012.06034. URL:https://arxiv.org/pdf/2012.06034.pdf (date of access: 11.01.2021).

18. Cartwright N., Hardie J. Evidence-Based Policy: A Practical Guide to Doing it Better. Oxford: Oxford University Press, 2012.

19. Castelvecchi D. «Can we open the black box of AI?» // Nature, 2016. Vol. 538, P.21- 23. URL: https://www.nature.com/news/can-we-open-the-black-box-of-ai-1.20731 (date of access: 11.01.2021).

20. Critch A., Krueger D. AI Research Considerations for Human Existential Safety (ARCHES). 2020. URL: https://arxiv.org/pdf/2006.04948.pdf (date of access: 11.01.2021).

21. Dafoe A., Hughes E., Bachrach Y., Collins T., et al. «Open Problems in Cooperative AI» Centre for the Governance of AI, Future of Humanity Institute. 2020. URL: https://arxiv.org/abs/2012.08630 (date of access: 11.01.2021).

22. Gates B.// Stanford Institute for Human-Centered Artificial. URL: https://hai.stanford.edu/events/2019-hai-symposium/people/bill-gates (date of access: 11.01.2021).

23. Jing M. China wants to bring artificial intelligence to its classrooms to boost its education system. Science & Research, South China Morning Post. 2018. URL: https://www.scmp.com/tech/science-research/article/2115271/china-wants-bring-artificial-intelligence-its-classrooms-boost] (date of access: 25.01.2021).

24. Luckin R., Holmes W., Griffiths M., Forcier L.B. Intelligence Unleashed: an argument for Al in Education. London: Pearson, 2016.

25. Mayer-Schönberger V., Cukier K. Big Data: A revolution that will transform how we live, work, and think. Eamon Dolan/Mariner Books, USA, 2014.

26. Montebello M. AI injected e-learning: the future of Online Education. Berlin, Germany: Springer, 2017.

27. Nye B.D. Intelligent Tutoring Systems by and for the Developing World: a review of trends and approaches for Educational Technology in a Global Context. International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2015. Vol. 25. N 2. P. 177–203.

28. Pedro F., Subosa M., Rivas A., Valverde P. Artificial intelligence in education: challenges and opportunities for sustainable development, UNESCO. 2019. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000366994 (date of access: 11.01.2021).

29. Report «Artificial intelligence in education: challenges and opportunities for sustainable development» UNESCO. 2019. URL:https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000366994] (date of access: 11.01.2021).

30. Report «Artificial Intelligence Market in the US Education Sector 2018-2022», Research and Markets. 2018. URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/4613290/artificial-intelligence-market-in-the-us] (date of access: 25.01.2021).

31. Report «Consideration on Automation of 5G Network Slicing with Machine Learning», National Institute of Information and Communications Technology, Tokyo, Japan. 2018. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/8597639 (date of access: 25.01.2021).

32. Report «Ethically Aligned Design. First Edition. A Vision for Prioritizing Human Well-being with Autonomous and Intelligent Systems», Institute of Electrical and Electronics Engineers (IEEE). 2017. URL:https://ethicsinaction.ieee.org (date of access: 11.01.2021).

33. Report «First draft of the Recommendation on the Ethics of Artificial Intelligence», UNESCO. 2020. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373434 (date of access: 11.01.2021).

34. Report «ISO/IEC AWI 23894 «Information Technology - Artificial Intelligence - Risk Management»». 2019. URL: https://www.iso.org/standard/77304.html] (date of access: 11.01.2021).

35. Report «ISO/IEC AWI TR 24368 «Information technology - Artificial intelligence - Overview of ethical and societal concerns»». 2021. URL: https://www.iso.org/standard/78507.html (date of access: 11.01.2021).

36. Report «ISO/IEC TR 24029-1 Information technology - Artificial Intelligence (AI) – Assessment of the robustness of neural networks» - Part 1: Overview. 2019. Part 2: Methodology for the use of formal methods». 2019. URL: https://www.iso.org/standard/77609.html (date of access: 11.01.2021).

37. Report «ISO/IEC WD 22989 «Information Technology - Artificial intelligence - Concepts and terminology»», International Organization for Standardization. 2020. URL: https://www.iso.org/standard/74296.html] (date of access: 25.01.2021).

38. Report «Steering AI and Advanced ICTs for Knowledge Societies: Rights, Openness, Access, and Multi-stakeholder Perspective» UNESCO. 2019. URL: https://www.unesco.de/sites/default/files/2019-11/372132eng.pdf (date of access: 11.01.2021).

39. Report «WIPO Technology Trends 2019: Artificial Intelligence», World Intellectual Property Organization. 2019. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_1055.pdf (date of access: 25.01.2021).

40. Roll I., Wylie R. Evolution and Revolution in Artificial Intelligence in Education. International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2016. Vol. 26, N 2. P. 582–599.

41. Zhou Y., Fischer M. AI love you. Developments in Human-Robot Intimate Relationships. Springer Nature, Switzerland AG. 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх