Воспитание человека в новом тысячелетии

 
Код статьиS023620070005381-6-1
DOI10.31857/S023620070005381-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Независимый исследователь
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №3
Страницы80-95
Аннотация

Статья посвящена современной проблематике воспитания и социализации, в связи с введением в образование программ социально-эмоционального обучения (СЭО) за рубежом и в России. СЭО проанализировано в историческом контексте, выявлена его связь с гуманистической парадигмой. При проблематизации СЭО обнаруживается, что важнейшие смыслы программ применительно к воспитанию определяются как опора на внутренний опыт, поворот к субъектности (условию «практик себя»), а также как мотивационный переход к эмпатии, любви и нравственности и обеспечиваются применением созерцательных практик, производящих замедление, остановку, молчание и создающих условия для развития эмпатии и любви. В философском анализе контекста современного образования выявлены влияния, представляющие риски для воспитательных возможностей СЭО. Осмысляя их, автор рассматривает как симптоматичное вытеснение «воспитания» «научением», и связывает причины последнего с образовательной политикой в мире, испытывающей влияние неолибералистской ментальности, ориентированной на экономический подход в понимании человека.

Ключевые словавоспитание, социализация, философия образования, эмоциональный интеллект, социально-эмоциональное обучение, нравственное воспитание, неолибералистская образовательная политика
Получено24.06.2019
Дата публикации24.06.2019
Кол-во символов29766
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1727

Оценка читателей: голосов 0

1. Басин Е.Я. Искусство и эмпатия. М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2010.

2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992.

3. Гуссерль Э. Феноменология / Пер., предисл. и прим. В.И. Молчанова // Логос. 1991. № 1. С. 12–21.

4. Кожевникова М.Н. 100 лет спустя: современное образование «перед лицом Дьюи» // Педагогика. 2017. С. 115–125.

5. Кожевникова М.Н. Российская цивилизация, менталитет и стратегические задачи образования // Социум и власть. 2017. № 4. С. 36–42.

6. Кожевникова М.Н. Социальность подлинная и ложная как проблема философии образования // Социология образования. 2016. № 5. С. 44–54.

7. Кожевникова М.Н. Субъектность ученика и автономия учителя: образовательно-философский анализ // Человек и образование. 2015. № 1. С. 63–67.

8. Фостер Р. Созерцательная молитва: созидание души. М.: Триада, 2013.

9. Carr W. Philosophy, methodology and action research // J. of philosophy of education. 2006. Vol. 40, iss. 4.

10. Forbes S.H. Holistic education. An analysis of its ideas and nature. Brandon: VT Foundations for Educational Renewal Publisher, 2003.

11. Hart Tobin. Opening the Contemplative Mind in the Classroom // Journal of Transformative Education. 2004.

12. King B.J. Would College Students Retain More If Professors Dialed Back The Pace? // NPR. 2018 [Electronic resource]. URL: https://www.npr.org/sections/13.7/2018/02/01/581864513/would-college (date of access: 26.11.2018).

13. Lewin D. Behold: Silence and Attention in Education // Journal of Philosophy of Education. 2014. Vol. 48, iss. 3. P. 362–368.

14. MacIntyre A. Social Science Methodology as the Ideology of Bureaucratic Authority, in Through the Looking Glass: Epistemology and the Conduct of Inquiry / Maria J. Falco, ed. Washington: University Press of America, 1979. P. 42–58.

15. Miedema John. Slow Reading. Litwin Books, 2009.

16. Ollin R. Silent Pedagogy and Rethinking Classroom Practice: Structuring Teaching through Silence Rather than Talk // Cambridge Journal of Education. 2008. Vol. 38, iss. 2. P. 265–280.

17. Picard Max. The World of Silence. Washington DC, Regnery Pub, 1972.

18. Schinkel A. The Educational Importance of Deep Wonder // Journal of Philosophy of Education. 2009. Vol. 51, iss. 1.

19. Zimmermann A.C. and Morgan W.J. A Time for Silence? Its Possibilities for Dialogue and for Reflective // Learning, Studies in Philosophy and Education. 2016. Vol. 35, iss. 4.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх