Голос как ресурс самовыражения и самоисследования человека: анализ единичных случае

 
Код статьиS023620070004924-3-1
DOI10.31857/S023620070004924-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №2
Страницы114-129
Аннотация

Представлены краткая история возникновения и развития вокальных практик в психотерапии, а также авторская модель типов вокализаций в процессе вокалотерапии. Данная модель выступает основанием эмпирического исследования процессов самовыражения и самоисследования человека с помощью звуков голоса (вокализаций). Участники исследования были разделены на две группы. В одной группе они вокализировали в ситуации безоценочного принятия (группа экспрессии), в другой — в ситуации оценки (группа импрессии). Выбор участниками группы импрессии обуславливался их желанием развить свои способности владения голосом, а группы экспрессии — стремлением к самопознанию и самовыражению посредством голоса. Анализируются результаты проведенного исследования. В группе импрессии происходили борьба участников с собственным внутренним напряжением и постепенное освобождение голоса. Большое внимание они уделяли стратегическому продумыванию сюжета своего выступления. Вокализации участников этой группы на первых встречах носили довольно монотонный характер и становились более разнообразными в заключительных встречах, а сами участники чувствовали себя увереннее ближе к концу цикла встреч. Участникам было важно знать мнение партнеров по исследованию о своем вокализировании и сравнивать последнее с их вокализированием. Слушатели воспринимали вокализации участников как сценические выступления. В группе экспрессии исследование представляло собой «проживание» участниками собственных эмоциональных состояний и переживаний с помощью голоса. Вокализации участников данной группы были максимально свободными. С помощью вокализаций участники глубоко погружались в свои переживания. Комментарии партнеров по исследованию на вокализации участников, зачастую отличающиеся образностью, давали участникам возможность лучше понять себя. Телесное и психологическое напряжение, затруднение дыхания и вокализирования осознавались и психологически прорабатывались участниками в ходе вокализирования и комментариев. Большинство участников данной группы говорили о невозможности вербализовать собственные переживания в процессе вокализирования. Вокализации участников отличались большим разнообразием и наполненностью эмоциональным содержанием. В ходе вокализирования участники группы экспрессии переживали нарастающие ощущения силы и внутренней свободы.

Ключевые словааутентичность, неаутентичность, экспрессивность, импрессивность, вокализации, самовыражение, самоисследование
Получено24.06.2019
Дата публикации24.06.2019
Кол-во символов35477
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 4, всего просмотров: 1660

Оценка читателей: голосов 0

1. Зирко А.В., Орлов А.Б. Аутентичные вокализации: поиск голоса внутреннего Я // Вопр. психологии. 2017. № 3. С. 61–70.

2. Зирко А.В., Орлов А.Б. Вокалотерапия: перспектива эмпирического исследования // Психол. исслед. 2017. Т. 10, № 53. С. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n53/1426-zirko53.html (дата обращения: 24.01.2019).

3. Назарова Л. Д. Фольклорная арттерапия. СПб.: Речь, 2002.

4. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002.

5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека / пер. с англ. Исениной М.М.; под ред. Исениной Е.И. М: Прогресс, 1994.

6. Роджерс Н. Творческая связь: Исцеляющая сила экспрессивных искусств / пер. с англ. А. Б. Орлова; науч. ред. А.Б. Орлов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

7. Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы // Клин. медицина. 2000. № 5. С. 15–18.

8. Baker F. Therapeutic songwriting: Developments in theory, methods, and practice. L.: Palgrave Macmillan, 2015.

9. Coolican H. Research methods and statistics in psychology. L.: Psychology Press, 2017.

10. Katsirikou A., Lin C.S. Revealing the «essence» of things: Using phenomenology in LIS research // Qualitative and Quantitative Methods in Libraries. 2017. Vol. 2, iss. 4. P. 469–478.

11. Lewis G. «Let your secrets sing out»: An auto-ethnographic analysis on how music can afford recovery from child abuse // Voices: A World Forum for Music Therapy. 2017. Vol. 17, iss. 2 [Electronic resource]. URL: https://voices.no/index.php/voices/article/view/2346/2138 (date of access: 01.24.2019).

12. Lyons E., Coyle A. Analyzing qualitative data in psychology / ed. by Coyle A. L.: Sage, 2016.

13. Monti E., Austin D. The dialogical self in vocal psychotherapy // Nordic J. of Music Therapy. 2018. Vol. 27, iss. 2. P. 158–169.

14. Pascale L.M. Dispelling the myth of the non-singer: Embracing two aesthetics for singing // Philosophy of Music Education Rev. 2005. Vol.13, iss. 2. P. 165–175.

15. Uhlig S. Authentic voices — authentic singing: A multicultural approach to vocal music therapy. Gilsum, NH: Barcelona Publishers, 2006.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх