Семиотика страха: смерть, игра, черный юмор

 
Код статьиS023620070003027-6-1
DOI10.31857/S023620070003027-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Адрес: Российская федерация, 236016 Калининград, ул. А. Невского, д. 14
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №1
Страницы154-172
Аннотация

Делается попытка взглянуть на проблему страха вообще и страха смерти в частности сквозь призму семиотического и лингвистического анализа. Показано, что понятие страха представляет собой довольно размытую концептуальную область. На лексическом уровне это выразилось в наличии целого ряда слов с отмеченной семантикой. Разные виды страха, обозначаемые разными лексемами, различаются по признаку силы, интенсивности. При этом лишь крайний и психологически меняющий человека модус страха, в русском языке обозначаемый словом «ужас», способен стать для человека методом обретения некоего нового знания. Показывается, что ключевой объект страха — смерть. Определенные аспекты ее осмысления человеком можно воссоздать на основе данных, представленных в трех семиотических кодах: в языке, в символических образах и в ритуалах. Приводится, в частности, этимология слов, обозначающих смерть в разных индоевропейских языках, и образы, на основе которых она представлялась в традиционных культурах, и сопровождающие ее ритуалы. Черный юмор рассматривается как один из вербальных ритуалов, позволяющий справиться со страхом смерти. Показано, что основу черного юмора составляет игровое начало, и любое проявление черного юмора на самом деле составляет особый ритуальный акт, который человек осуществляет в рамках образного, кинетического или вербального кодов. В этом акте человек на игровой основе прикасается к знаковым «подобиям» смерти. Играя с ее искусственными моделями — изображениями смертельных ситуаций или их вербальными описаниями, — человек приходит к мысли, что он побеждает смерть. Обычная радость игры преобразуется в радость победы над роковой силой. Таким образом, победа одерживается не смехом, как можно было бы предположить из самой природы всякого юмора, в том числе и черного, а именно игрой. 

Ключевые словаигра, ритуал, символ, смерть, смех, страх экзистенциальный, черный юмор, язык
Источник финансированияРабота выполнена при поддержке РФФИ; грант № 16-04-00034-ОГН «Язык и познавательные эффекты “черного юмора”».
Дата публикации29.03.2019
Кол-во символов38604
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 11, всего просмотров: 1994

Оценка читателей: голосов 0

1. Агапкина Т.А. Масленица // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. С. 255.

2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. С. 370–371, 456.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1990. С. 137.

4. Берестнев Г.И. Принцип игры в черном юморе // Критика и семиотика. 2017. № 1. С. 354–378.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992. С. 50.

6. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996.

7. Борисов С.Б. Эстетика «черного юмора» в российской традиции // Из истории русской эстетической мысли. СПб.: Образование, 1993.

8. Вершина В., Михайлюк А. Смех в контексте несмешного // Докса. Логос і праксис сміху. 2004. Вип. 5. С. 131.

9. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Ч. 1–2. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1984.

10. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.: Издво Трансперсонального института, Киев: Air Land, 1996.

11. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. С. 433.

12. Дьяконов И.М. Введение // Мифологии древнего мира. М.: Наука, 1977. С. 20.

13. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Марена // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. С. 253.

14. Карасев Л.В. Парадокс о смехе // Квинтэссенция: Филос. альманах. М., 1990. С. 347.

15. Кебуладзе В. Феноменология черного юмора // Докса. Логос і праксис сміху. Вип. 5. 2004. С. 71.

16. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: «REFL-book», 1994. С. 472.

17. Кобринский А. Хармс сел на кнопку, или Проза абсурда // Искусство Ленинграда. 1990. № 11. С. 70.

18. Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1995.

19. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство — СПБ, 1998. http://www.ruthenia.ru/lotman/papers/sht/4.html

20. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Изд-во полит. лит., 1993.

21. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

22. Хейзинга Й. Homo ludens: Человек играющий. СПб.: Изд. дом «Азбука-классика», 2007. С. 45.

23. Шмелева Н.Л. Понятие «черный юмор» и его функционально-стилистические особенности // Альманах современной науки и образования: в 2 ч. Тамбов: Грамота, 2009. № 8 (27), ч. 2. C. 210.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх