На пути к Homo socialis: информационное брокерство и социальная инженерия

 
Код статьиS023620070002341-2-1
DOI10.31857/S023620070002341-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры маркетинга экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член президиума — исполнительный директор Российской ассоциации содействия науке (РАСН), исполнительный вице-президент Нанотехнологического общества России
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: член экспертно-аналитической группы
Аффилиация: Российская ассоциация содействия науке
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускВыпуск №6
Страницы22-32
Аннотация

Если за один из векторов когнитивной эволюции человека принять формирование человека социализированного (Homo socialis), то его воплощением в современном обществе можно считать посредника, переговорщика, брокера. Особенно наглядно роль посредника в осуществлении социальных взаимодействий можно описать с помощью сетевых аналогий, т.е. представить общество в виде социальной сети, узлами которой являются объединения людей (группы, клики или кластеры), соединенные мостами — связями той или иной силы. Любой человек образует связи (мосты) с множеством различных групп, по этим мостам происходит обмен информацией и ресурсами. Группы людей, если рассматривать их в целом, не имеют такого количества контактов с другими группами, поэтому между группами всегда существуют структурные дыры. Особенно очевидными они становятся, когда существует потребность установления межгрупповой связи. Здесь на сцену выходят члены групп, обладающие хотя бы слабыми связями с членами нужной группы, завоевавшие их доверие, т.е. обладающие социальным капиталом. Более того, люди, живущие на пересечении слабых связей социальных групп, получают возможность увидеть, осознать и использовать новые хорошие идеи, для чего посредник должен обладать высокими когнитивными способностями, которые позволяют, напомним, увидеть возможности там, где другие видят только структурную дыру. Однако структурная власть переговорщиков не делает их лидерами социаль- ных групп, поскольку они не могут одновременно влиять на повестку дня и открыто преследовать свои собственные цели, иначе подорвут свой статус беспристрастных посредников. Выявленные особенности посредников, или социальных брокеров, представляют особый интерес с точки зрения их участия в технологии социальной инженерии, чтобы повысить эффективность социального взаимодействия в экономически значимых проектах.

Ключевые словакогнитивная эволюция, сетевые аналогии, информация, социальное брокерство
Получено07.12.2018
Дата публикации07.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1589

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреюк Д.С., Махиянова Е.Б. Эмпатия: нейрофизиологические механизмы и эволюционный смысл // Человек. 2018. № 5.

2. Burt R.S. Brokerage and Closure. An Introduction to Social Capital. Oxford: Oxford University Press, 2005.

3. Gould R.V. Power and Social Structure in Community Elites // Social Forces. 1989. Vol. 68. No. 2.

4. Gould R.V., Fernandez R.M. Structures of Mediation: A Formal Approach to Brokerage in Transaction Networks // Sociological Methodology. 1989. Vol. 19.

5. Granovetter M. S. The Strength of Weak Ties // The American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78. No. 6.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх