Universities and their rankings under new conditions

 
PIIS265838870030319-3-1
DOI10.33276/S265838870030319-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: CEMI RAS
Address: Moscow, Nakhimovskiy pr., 47
Journal nameVestnik CEMI
Edition
Abstract

This is not the first year we have been living in conditions of a sharp reduction in scientific contacts and growing autarky. Many Western publishing houses and magazines refuse to publish texts by Russian authors. The number of joint conferences is decreasing. Some compilers of foreign ratings excluded Russian organizations from the lists. For their part, our leaders of science and education rightly point out the shortcomings of Western criteria and the limited possibility of their application in our conditions, and call for the development and use of alternatives. It is no coincidence that the “5-100” project, which ended in 2020, did not achieve its goals. At the same time, the role of ratings, which allows one to compare and contrast the achievements of scientific and educational organizations, is not disputed. New approaches and methods are being developed that are more applicable in our conditions. At the same time, it is impossible to completely abandon international indicators, and domestic developments must be comparable with generally accepted world ones.

The study provides information about the features of these ratings, current data on their results in 2023-24. Attention is paid to the Moscow international ranking of universities “Three Missions of the University” and domestic professional rankings.

 

Keywordsuniversities, ratings, “5-100” project, “Priority 2030” program, “Three University Missions” rating
Received29.05.2024
Publication date29.05.2024
Number of characters78364
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В ноябре 2023 года в ходе всероссийского экономического собрания1 декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова А.А. Аузан сообщил, что в последней версии известного международного рейтинга «The Times Higher Education» (ТНЕ) факультет поставлен на 62 место в номинации «Бизнес и экономика», а еще один российский вуз, ВШЭ, занял 87 позицию2. Профессиональная аудитория понимающе зааплодировала. Попробуем разобраться, что это означает и есть ли в этом повод для гордости. 1. >>>>

2. >>>>
2

Иностранные рейтинги

3 Систематические попытки сравнения учебных заведений начались в 1870-х годах, когда в США стали печататься ежегодные статистические отчеты с классификацией университетов. В 1911 г. американское Бюро по образованию опубликовало обновленный рейтинг 344 образовательных учреждений. Начиная с 1983 г., журнал US News & World Report ежегодно публикует наиболее авторитетный рейтинг американских университетов. В Великобритании с 1986 г. составляется рейтинг Research Assessment Exercise. С 1994 г. для предоставления абитуриентам полной и достоверной информации о японских вузах одна из ведущих японских газет Asahi Shimbun начинает публикацию ежегодных рейтингов университетов. Распространение рейтингов университетов на Западе связывают с неолиберальными реформами («тэтчеризм», «рейганизм»).
4

К настоящему времени сложилась система, когда рейтинги определяют стандарты современного университета, которым следуют многие вузы мира. Основным фактором конкурентного успеха университета является его репутация на национальном и международном образовательных рынках. Попадая на высокие места мировых рейтингов, университет резко повышает свою привлекательность в глазах работодателей, инвесторов и государства. За рейтингами внимательно следят руководители учебных заведений, на них ориентируются чиновники от образования, грантодатели и другие структуры. Рейтинги определяют выбор будущих абитуриентов и их родителей; они важны и для тех, кто планирует работать за рубежом. Места в рейтингах влияют на качество студентов, моральное состояние сотрудников, размер платы за обучение, перспективы академического сотрудничества и, наконец, на распределение государственных ресурсов. При этом, если финансирование распределяется на основании сложившейся иерархии, возникает так называемый эффект Матфея: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29)3.

3. >>>>
5 В связи с этим появляются вопросы о том, насколько это распределение справедливо, и о том, насколько оно эффективно с точки зрения поощрения социально желательного поведения. Ведь университет может плохо выглядеть в рейтинге вовсе не из-за плохого управления или плохих преподавателей, а вследствие несовершенства критериев оценивания или их несоответствия задачам учебного заведения. И это кажется несправедливым само по себе4. Как правило, критерии, дающие места в рейтингах, характеризуют лишь отдельные аспекты деятельности учебного заведения. Вряд ли по ним можно определить, какой вуз лучше – тот, где когда-то учился будущий нобелевский лауреат (это важный показатель «шанхайского рейтинга») или другой, постоянно выпускающий отличных математиков (или технологов, или врачей, или участковых). Это вызывает недовольство у серьезных университетов. Широко обсуждаются преимущества и недостатки рейтингов, перспективы развития. В результате рейтинги постоянно совершенствуются, они становятся более прозрачными и представительными, улучшается методология. Появляются новые национальные и международные, узкоспециализированные и универсальные рейтинги, сейчас их уже сотни. Глобальные рейтинги лучших университетов мира составляются авторитетными агентствами. 4. >>>>

views: 48

Readers community rating: votes 0

1. Антопольский, А. Б. Категория вуза как фактор рейтинговой успешности / А. Б. Антопольский, Ю. Е. Поляк // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. – 2013. – № 1. – С. 101-105.

2. Антопольский, А. Б. О новом рейтинге веб-сайтов российских университетов успешности / А. Б. Антопольский, Ю. Е. Поляк // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 1(67). – С. 40-47.

3. Антопольский А.Б., Поляк Ю.Е. Статистика результативности и эффективности научного обеспечения системы образования успешности / А. Б. Антопольский, Ю. Е. Поляк // Межотраслевая информационная служба. – 2015. – N 1. – С. 28-35.

4. Балацкий, Е. В. Глобальная конкуренция университетов в зеркале международных рейтингов / Е. В. Балацкий, Н. А. Екимова // Вестник Российской академии наук. – 2020. – Т. 90, № 8. – С. 726-738.

5. Губарев, В. С. Убийство РАН: новейшая история науки в России / В. С. Губарев. – Москва : Алгоритм, 2014. – 206 с.

6. Никонова, М. А. Проблемы применения рейтингов для оценки качества высшего образования / М. А. Никонова // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. – 2021. – № 28. – С. 86-92.

7. Парахина, О. В. Проект «5-100» на середине пути / О. В. Парахина // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: Материалы XV открытой всероссийской конференции. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, 2017. – С. 31-33.

8. Поляк, Ю. Е. Выполним ли 599-й указ / Ю. Е. Поляк // Телематика-2014: труды XXI Всероссийской научно-методической конференции – Санкт-Петербург: Университетские телекоммуникации, 2014. – С. 47-49.

9. Поляк, Ю. Е. Наукометрические данные о развитии научных и образовательных организаций как основа оценки их деятельности / Ю. Е. Поляк // Россия: тенденции и перспективы развития : Ежегодник: материалы XIV Международной научной конференции, Москва, 19–20 декабря 2013 года / Ответственный редактор: Ю. С. Пивоваров ; Том Выпуск 9, Часть 2. – Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2014. – С. 522-528.

10. Поляк, Ю. Е. О возможности применения наукометрических критериев для оценки деятельности ученых и организаций / Ю. Е. Поляк // Научная мысль. – 2014. – № 6. – С. 115-119.

11. Поляк, Ю. Е. О доступности научно-технической информации / Ю. Е. Поляк // НТИ-2022. Научная информация в современном мире: глобальные вызовы и национальные приоритеты: материалы 10-ой научной конференции, посвященной 70-летию ВИНИТИ РАН. – Москва: Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 2022. – С. 317-324.

12. Поляк, Ю. Е. О методике ранжирования сайтов организаций науки и образования / Ю. Е. Поляк // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2014. – № 5(83). – С. 49-64.

13. Поляк, Ю. Е. Организации ООН РАН в зеркале вебометрии / Ю. Е. Поляк // Вестник ЦЭМИ. – 2018. – T. 1, № 1. – URL: https://cemi.jes.su/s111111110000092-4-1/. DOI: 10.33276/S0000092-4-1 (дата обращение: 22.02.2024).

14. Поляк, Ю. Е. Оценивание и ранжирование веб-сайтов. Вебометрические рейтинги / Ю. Е. Поляк // Научный редактор и издатель. – 2017. – Т. 2, № 1. – С. 19-29.

15. Трубникова, Е. И. Проект 5-100: взгляд через призму теории институциональной коррупции / Е. И. Трубникова // Мир России. – 2020. – Т.29, № 2. – С. 72–91.

16. Aguillo I.F. Not long ago. [Электронный ресурс]. – URL: http://isidroaguillo.webometrics.info/en/node/372 (дата обращение: 22.02.2024).

17. Almind, T. Informetric Analyses on the World Wide Web: Methodological Approaches to «Webometrics» / T. Almind, P. Ingwersen // Journal of Documentation. – 1997. – 53(4). – P. 404-426.

18. Kolmanovskaia, E. Yandex.Ru - Search and Research Engine / E. Kolmanovskaia // First IEEE / POPOV Workshop on Internet Technologies and Services. October 25-28, 1999. Proceedings. (Cat. No.99EX391). Moscow, Russia, 1999. – pp. 157-158.

19. Osipian A. Why Putin’s 5-100 project is doomed to fail. // University World News, October 5, 2018. – URL : https://www.researchgate.net/publication/328126711_Osipian_Ararat_2018_Why_Putin's_5-100_project_is_doomed_to_fail_University_World_News_October_5_2018 (дата обращение: 22.02.2024).

Система Orphus

Loading...
Up