Влияние цифровых новостей на человеческий капитал в условиях инфодемии

 
Код статьиS265838870030007-0-1
DOI10.33276/S265838870030007-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, Нахимовский проспект, 47
Название журналаВестник ЦЭМИ
ВыпускТом 7 Выпуск 1
Аннотация

В работе сделана попытка оценить влияние сомнительной цифровой информации на человеческий капитал, в частности на его составляющую – капитал здоровья.  В качестве основного события рассматривалось влияние на вакцинацию населения сомнительной цифровой информации в виде фейков. На основе методов  обработки больших массивов данных, многомерного статистического анализа и анализа взаимодействия факторов (алгоритм Джонсона – Неймана) были установлены факторы, существенно влияющие на фактор здоровья, и было получено пороговое значение процента фейковых новостей, влияющих на решение о вакцинации.  Воздействие на население определенного количества фейковых новостей о болезнях и вакцинах негативно влияет на  сферу здравоохранение. Поэтому важной задачей является укрепление иммунитета общества к фейковым новостям и содействие объективности средств массовой информации.

Ключевые словачеловеческий капитал, инфодемия, фейки, обработка больших массивов данных, многомерный анализ, анализ взаимодействия факторов, алгоритм Джонсона – Неймана
Получено08.05.2024
Дата публикации08.05.2024
Кол-во символов25100
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Введение

2 В настоящее время человеческий капитал все чаще становится одним из факторов лидерства экономики страны. Способность эффективно использовать и развивать знания и умения людей, а также применять их в своей профессиональной деятельности ведет к повышению показателей эффективности деятельности, к росту добавленной стоимости и производительности труда, что обеспечивает как прямой, так и косвенный вклад в ВВП страны. Понятие человеческого капитала тесно связано с понятием социальный капитал. Качество человеческого капитала определяет степень развитости социальных связей и культуры общества [2, с. 6–7].
3 По данным Всемирного банка на 2022 год, около 64 % мирового благосостояния составляет человеческий капитал, что делает его не менее важным источником развития экономики по сравнению с энергетическими ресурсами и современными технологиями.
4 Целью работы является анализ влияния цифровых новостей на человеческий капитал в условиях инфодемии.
5

Человеческий капитал и его виды

6 Понятие «человеческий капитал» можно рассматривать в узком и широком его понимании. В узком смысле под человеческим капиталом подразумевается образование, полученное человеком, его умения и навыки, используемые им в профессиональной деятельности. В широком же смысле человеческий капитал представляет собой совокупность врожденных способностей, творческого потенциала, морального и психического здоровья, накопленных и усовершенствованных путем инвестиций в образование, профессиональный опыт, здоровье и культуру, необходимых для трудовой деятельности, приносящей доход их обладателю [5].
7

В настоящее время выделяются следующие виды человеческого капитала:

– национальный человеческий капитал (умственные, физические и трудовые способности рассматриваются как одна из составляющих национального богатства, способствующая развитию всей экономики страны);

– человеческий капитал организации (рассматривается как составляющая деятельности отдельной компании, способствующая повышению результатов ее деятельности);

– индивидуальный человеческий капитал (представляет собой фактор, способствующий повышению уровня жизни индивида и его дохода).

8 Индивидуальный человеческий капитал является основой всех видов человеческого капитала и включает в себя общие и специфические составляющие. Общие составляющие представляют собой капитал образования, здоровья и культуры человека, а специфические составляющие учитывают особенности социализации личности, степень вовлеченности в корпоративную культуру, предпринимательские и творческие способности и характеризуют потенциал социального взаимодействия индивида. Необходимо отметить, что капитал здоровья играет ведущую роль в формировании человеческого капитала.
9 Человеческий капитал обладает характерными особенностями, отличающими его от других видов капитала:
  • его нельзя продать или передать от человека к человеку, т. е. он не является ликвидным;
  • функционирование человеческого капитала во многом зависит от человека, которому он принадлежит;
  • он формируется путем долгосрочных инвестиций из разных источников, а доходы, получаемые человеком от его реализации, принадлежат только ему;
  • со временем человеческий капитал специфически меняется, т. е. улучшаются или ухудшаются показатели здоровья, образования, культуры.

всего просмотров: 52

Оценка читателей: голосов 0

1. Акимов, А. А. Формирование правосознания молодых специалистов оборонно-промышленного комплекса в период инфодемии / А. А. Акимов, С. В. Полищук, С. М. Григорьев // Человеческий капитал. – 2020. – № 9 (141). – С. 224–231.

2. Бирюкова, С. С. Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие / С. С. Бирюкова, А. Г. Вишневский, В. Е. Гимпельсон, Е. Б. Деминцева [и др.]. – Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. – 64 с.

3. Пришляк, Е. А. Исследование факторов, влияющих на формирование человеческого капитала в Российской Федерации / Е. А. Пришляк, С. Г. Радько // Управление персоналом. – 2018. – № 8 (2). – С. 94–105.

4. Стернин, И. А. Маркеры фейка в медиатекстах / И. А. Стернин, А. М. Шестерина – Воронеж, 2020. – 34 с. – URL: http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Psiholingvistika/Markery_fejka.pdf (дата обращения: 12.12.2023).

5. Трофимова, Н. А. Роль экономических и социальных факторов в эффективной деятельности фирм / Н. А. Трофимова // Системное моделирование социально-экономических процессов: сб. трудов Международной научной школы-семинара им. акад. С. С. Шаталина, 30 сентября - 6 октября 2016 г., г. Санкт-Петербург. – С. 267–271.

6. Щербаков, Р. Фейки, или поиск правды в интернете / Р. Щербаков. – URL : https://issek.hse.ru/news/843101496.html?ysclid=lusi9q6dyd580515891 (дата обращения: 12.12.2023).

7. Chen, Y.  The Prevalence and Impact of Fake News on COVID-19 Vaccination in Taiwan: Retrospective Study of Digital Media / Y. Chen, Y. Chen, K. Yang et al. // Journal of Medical Internet Research. – 2022. – Vol 24, No 4.

8. Endsley, M. R. Combating Information Attacks in the Age of the Internet: New Challenges for Cognitive Engineering / M. R. Endsley // Hum Factors. – 2018. – 60(8). – P. 1081-1094.

9. Garett, R. Online misinformation and vaccine hesitancy / R. Garett, S. D. Young // Translational Behavioral Medicine. – 2021. – Vol. 11, Issue 12. – P. 2194–2199. – URL : https://academic.oup.com/tbm/article/11/12/2194/6371221 (дата обращения: 12.12.2023).

10. Lazer, D. M. J. The science of fake news / D. M. J. Lazer, M. A. Baum, Y. Benkler et al. // Science. – 2018. – 359(6380). – P. 1094-1096.

11. Shu, K. Fake News Detection on Social Media: A Data Mining Perspective / Kai Shu, Amy Sliva, Suhang Wang, Jiliang Tang, Huan Liu // ACM SIGKDD Explorations Newsletter. – 2017. – Vol. 19, 08. – URL : https://www.researchgate.net/publication/318981549_Fake_News_Detection_on_Social_Media_A_Data_Mining_Perspective (дата обращения: 12.12.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх