The impact of digital news on human capital in the context of an infodemia

 
PIIS265838870030007-0-1
DOI10.33276/S265838870030007-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: CEMI RAS
Address: Moscow, Nakhimovsky pr., 47
Journal nameVestnik CEMI
EditionVolume 7 Issue 1
Abstract

The paper makes an attempt to assess the impact of dubious digital information on human capital, in particular on its component - health capital. The main event was the impact of dubious digital information in the form of fakes on the vaccination of the population. Based on methods for processing large data sets, multivariate statistical analysis and factor interaction analysis (Johnson – Neyman algorithm), factors that significantly influence the health factor were identified, and a threshold value for the percentage of fake news influencing the decision to vaccinate was obtained. Exposure of the population to a certain amount of fake news about diseases and vaccines has a negative impact on the healthcare sector. Therefore, it is important to strengthen society's immunity to fake news and promote media objectivity.

Keywordshuman capital, infodemic, fakes, processing of large data sets, multivariate analysis, factor interaction analysis, Johnson – Neyman algorithm
Received08.05.2024
Publication date08.05.2024
Number of characters25100
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Введение

2 В настоящее время человеческий капитал все чаще становится одним из факторов лидерства экономики страны. Способность эффективно использовать и развивать знания и умения людей, а также применять их в своей профессиональной деятельности ведет к повышению показателей эффективности деятельности, к росту добавленной стоимости и производительности труда, что обеспечивает как прямой, так и косвенный вклад в ВВП страны. Понятие человеческого капитала тесно связано с понятием социальный капитал. Качество человеческого капитала определяет степень развитости социальных связей и культуры общества [2, с. 6–7].
3 По данным Всемирного банка на 2022 год, около 64 % мирового благосостояния составляет человеческий капитал, что делает его не менее важным источником развития экономики по сравнению с энергетическими ресурсами и современными технологиями.
4 Целью работы является анализ влияния цифровых новостей на человеческий капитал в условиях инфодемии.
5

Человеческий капитал и его виды

6 Понятие «человеческий капитал» можно рассматривать в узком и широком его понимании. В узком смысле под человеческим капиталом подразумевается образование, полученное человеком, его умения и навыки, используемые им в профессиональной деятельности. В широком же смысле человеческий капитал представляет собой совокупность врожденных способностей, творческого потенциала, морального и психического здоровья, накопленных и усовершенствованных путем инвестиций в образование, профессиональный опыт, здоровье и культуру, необходимых для трудовой деятельности, приносящей доход их обладателю [5].
7

В настоящее время выделяются следующие виды человеческого капитала:

– национальный человеческий капитал (умственные, физические и трудовые способности рассматриваются как одна из составляющих национального богатства, способствующая развитию всей экономики страны);

– человеческий капитал организации (рассматривается как составляющая деятельности отдельной компании, способствующая повышению результатов ее деятельности);

– индивидуальный человеческий капитал (представляет собой фактор, способствующий повышению уровня жизни индивида и его дохода).

8 Индивидуальный человеческий капитал является основой всех видов человеческого капитала и включает в себя общие и специфические составляющие. Общие составляющие представляют собой капитал образования, здоровья и культуры человека, а специфические составляющие учитывают особенности социализации личности, степень вовлеченности в корпоративную культуру, предпринимательские и творческие способности и характеризуют потенциал социального взаимодействия индивида. Необходимо отметить, что капитал здоровья играет ведущую роль в формировании человеческого капитала.
9 Человеческий капитал обладает характерными особенностями, отличающими его от других видов капитала:
  • его нельзя продать или передать от человека к человеку, т. е. он не является ликвидным;
  • функционирование человеческого капитала во многом зависит от человека, которому он принадлежит;
  • он формируется путем долгосрочных инвестиций из разных источников, а доходы, получаемые человеком от его реализации, принадлежат только ему;
  • со временем человеческий капитал специфически меняется, т. е. улучшаются или ухудшаются показатели здоровья, образования, культуры.

views: 54

Readers community rating: votes 0

1. Акимов, А. А. Формирование правосознания молодых специалистов оборонно-промышленного комплекса в период инфодемии / А. А. Акимов, С. В. Полищук, С. М. Григорьев // Человеческий капитал. – 2020. – № 9 (141). – С. 224–231.

2. Бирюкова, С. С. Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие / С. С. Бирюкова, А. Г. Вишневский, В. Е. Гимпельсон, Е. Б. Деминцева [и др.]. – Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. – 64 с.

3. Пришляк, Е. А. Исследование факторов, влияющих на формирование человеческого капитала в Российской Федерации / Е. А. Пришляк, С. Г. Радько // Управление персоналом. – 2018. – № 8 (2). – С. 94–105.

4. Стернин, И. А. Маркеры фейка в медиатекстах / И. А. Стернин, А. М. Шестерина – Воронеж, 2020. – 34 с. – URL: http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Psiholingvistika/Markery_fejka.pdf (дата обращения: 12.12.2023).

5. Трофимова, Н. А. Роль экономических и социальных факторов в эффективной деятельности фирм / Н. А. Трофимова // Системное моделирование социально-экономических процессов: сб. трудов Международной научной школы-семинара им. акад. С. С. Шаталина, 30 сентября - 6 октября 2016 г., г. Санкт-Петербург. – С. 267–271.

6. Щербаков, Р. Фейки, или поиск правды в интернете / Р. Щербаков. – URL : https://issek.hse.ru/news/843101496.html?ysclid=lusi9q6dyd580515891 (дата обращения: 12.12.2023).

7. Chen, Y.  The Prevalence and Impact of Fake News on COVID-19 Vaccination in Taiwan: Retrospective Study of Digital Media / Y. Chen, Y. Chen, K. Yang et al. // Journal of Medical Internet Research. – 2022. – Vol 24, No 4.

8. Endsley, M. R. Combating Information Attacks in the Age of the Internet: New Challenges for Cognitive Engineering / M. R. Endsley // Hum Factors. – 2018. – 60(8). – P. 1081-1094.

9. Garett, R. Online misinformation and vaccine hesitancy / R. Garett, S. D. Young // Translational Behavioral Medicine. – 2021. – Vol. 11, Issue 12. – P. 2194–2199. – URL : https://academic.oup.com/tbm/article/11/12/2194/6371221 (дата обращения: 12.12.2023).

10. Lazer, D. M. J. The science of fake news / D. M. J. Lazer, M. A. Baum, Y. Benkler et al. // Science. – 2018. – 359(6380). – P. 1094-1096.

11. Shu, K. Fake News Detection on Social Media: A Data Mining Perspective / Kai Shu, Amy Sliva, Suhang Wang, Jiliang Tang, Huan Liu // ACM SIGKDD Explorations Newsletter. – 2017. – Vol. 19, 08. – URL : https://www.researchgate.net/publication/318981549_Fake_News_Detection_on_Social_Media_A_Data_Mining_Perspective (дата обращения: 12.12.2023).

Система Orphus

Loading...
Up