Development of System of Situational Centers within the Framework of Digitalization of Science and Economics

 
PIIS265838870028402-5-1
DOI10.33276/S265838870028402-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
State Academic University for the Humanities
CEMI RAS
Journal nameVestnik CEMI
EditionVolume 6 Issue 3
Abstract

The concept of a "digital twin" is no longer new in science and has undergone a number of qualitative changes: from the digital twin of an object to the digital twin of complex systems – enterprises, industries, regions. The use of digital twin in education has also been found, and positions in the scientific community are rapidly gaining ground. The paper examines the issues of interaction between education, science and the national economy within the framework of a system of distributed situational centers optimized through the use of DT-technologies.

Keywordsdigital twin, digitalization, situation center, integration, interaction, computer model, education, research, management
AcknowledgmentThe article was prepared at the State Academic University of Humanities within the framework of the state assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (topic FZNF-2023-0004 "Digitalization and formation of modern information society: cognitive, economic, political and legal aspects").
Received03.11.2023
Publication date03.11.2023
Number of characters12253
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Введение

2 Понятие «цифровой двойник» (ЦД), впервые упомянутое в 2002 г. М. Гривcом [7], за прошедшие 20 лет прочно вошло в научный обиход. Были даны самые разнообразные определения ЦД [3], проанализировав которые, можно выделить главное: ЦД может быть определен как цифровой профиль объекта (процесса, системы), неотрывно связанный с событиями, происходящими в реальном мире, способный к дальнейшему обучению и развитию и, в конечном итоге, – прогнозировать поведение объектов и систем при самых различных обстоятельствах.
3 В настоящее время идея внедрения ЦД получила широкое распространение в организации учебного процесса в вузах, преимущественно технических. Любая отрасль промышленности требует от специалиста всё более и более узких компетенций, обеспечивающих успешную реализацию инновационных проектов, что предопределяет тенденцию на сближение сферы высшего образования и реального производственного сектора [4].
4 Руководствуясь данной тенденцией, было бы целесообразно осуществить внедрение технологий ЦД в ситуационные центры и подобные отделы научных организаций. Тем самым вся триада «образование – наука – производство» оказывается вовлеченной в процесс усовершенствования технологий распространения знаний и инноваций. Задачей исследователей в области математического моделирования и ситуационного управления, а также разработчиков ситуационных центров является формирование разумных задач всестороннего развития Сети ситуационных центров и выработка наиболее приемлемых схем распределения машинных и человеческих ресурсов, задействованных в работе этих центров.
5

Ситуационный центр и процесс информатизации общества

6 Весь процесс организации ситуационного центра может быть разделен на два основных этапа: – этап базового оснащения техническими и технологическими решениями (операционные системы, необходимый минимум прикладных программ, каналы связи, средства аудиализации, визуализации и т. п.); – этап внедрения специальных программных средств (инструментов математического моделирования с наличием возможности и перспективой внедрения полноценных ЦД).
7 Если первый этап для реально функционирующих на данный момент ситуационных центров в целом можно считать успешно завершенным, то потенциал по оснащению узкоспециальными, в том числе уникальными программными продуктами, повышающими эффективность решения задач, явно не исчерпан, на втором этапе – исследователи и разработчики совершают первые шаги, зачастую ещё только в теоретической плоскости. В управленческих ситуационных центрах и Центрах управления регионами аналитические и прогностические задачи нередко выполняются хотя и сравнительно успешно, но не системно, в отрыве от программно-аппаратного комплекса. Собственно комплекс в первую очередь выступает в роли удобного инструмента хранения, первичной обработки и представления информации. В то же время следует избегать количественной и качественной перегрузки управленческих центров решаемыми задачами, оставив проблемы практического воплощения теоретических выкладок и сложного математического моделирования научно-исследовательской сфере. Таким образом, исследовательскую задачу в области оптимизации взаимодействия различных организаций можно конкретизировать как поиск баланса нагрузки на человека и технологии.

views: 101

Readers community rating: votes 0

1. Вихман, В. В. «Цифровые двойники в образовании: перспективы и реальность / В. В. Вихман, М. В. Ромм // Высшее образование в России. – 2021. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-dvoyniki-v-obrazovanii-perspektivy-i-realnost (дата обращения: 06.09.2023).

2. Коваленко, М. А. Интегральный анализ влияния виртуализации обучения в университете / М. А. Коваленко, А. Ю. Ильин // International Journal of Open Information Technologies. – 2023. – №7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integralnyy-analiz-vliyaniya-virtualizatsii-obucheniya-v-universitete (дата обращения: 09.09.2023).

3. Кокорев, Д. С. Цифровые двойники: понятие, типы и преимущества для бизнеса / Д. С. Кокорев, А. А. Юрин // Colloquium-journal. – 2019. – №10 (34). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-dvoyniki-ponyatie-tipy-i-preimuschestva-dlya-biznesa (дата обращения: 02.09.2023).

4. Леонтьева, И. Н. Организационно-экономические инструменты интеграции вузов и промышленных предприятий в условиях инновационной экономики / И .Н. Леонтьева, Д. С. Бурцев // ЭПИ. – 2022. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-ekonomicheskie-instrumenty-integratsii-vuzov-i-promyshlennyh-predpriyatiy-v-usloviyah-innovatsionnoy-ekonomiki (дата обращения: 10.09.2023).

5. Попов, А. М. Проблема управления информационной безопасностью при создании цифрового двойника дисциплины / А. М. Попов, В. В. Золотарев, Е. Ю. Кунц // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. – 2022. – №2 (58). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-upravleniya-informatsionnoy-bezopasnostyu-pri-sozdanii-tsifrovogo-dvoynika-distsipliny (дата обращения: 06.09.2023).

6. Титова, А. В. Цифровые двойники в повышении качества образовательных услуг / А. В. Титова, М. Ю. Сучкова // ТТПС. – 2021. – №4 (58). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-dvoyniki-v-povyshenii-kachestva-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 12.09.2023).

7. Grieves, M. Digital Twin: Mitigating Unpredictable, Undesirable Emergent Behavior in Complex Systems (Excerpt) / M. Grieves, J. Vickers // Origins of the Digital Twin Concept; Working Paper, 2016. – URL: https://www.researchgate.net/publication/307509727_Origins_of_the_Digital_Twin_Concept (дата обращения: 02.09.2023).

Система Orphus

Loading...
Up