Пути развития системы ситуационных центров в рамках цифровизации науки и экономики

 
Код статьиS265838870028402-5-1
DOI10.33276/S265838870028402-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Государственный академический университет гуманитарных наук
Центральный экономико-математический институт РАН
Название журналаВестник ЦЭМИ
ВыпускТом 6 Выпуск 3
Аннотация

Понятие «цифрового двойника» уже не является новым в науке и претерпело ряд качественных изменений: от цифрового двойника объекта до цифрового двойника сложных систем – предприятий, отраслей, регионов. Также найдено применение цифрового двойника в образовании, стремительно идет завоевание позиций в научной среде. В работе рассматриваются вопросы взаимодействия образования, науки и народного хозяйства в рамках Системы распределенных ситуационных центров, оптимизированной посредством использования технологий цифрового двойника.

Ключевые словацифровой двойник, цифровизация, ситуационный центр, интеграция, взаимодействие, компьютерная модель, образование, исследование, управление
Источник финансированияСтатья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема FZNF-2023-0004 «Цифровизация и формирование современного информационного общества: когнитивные, экономические, политические и правовые аспекты»
Получено03.11.2023
Дата публикации03.11.2023
Кол-во символов12253
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Введение

2 Понятие «цифровой двойник» (ЦД), впервые упомянутое в 2002 г. М. Гривcом [7], за прошедшие 20 лет прочно вошло в научный обиход. Были даны самые разнообразные определения ЦД [3], проанализировав которые, можно выделить главное: ЦД может быть определен как цифровой профиль объекта (процесса, системы), неотрывно связанный с событиями, происходящими в реальном мире, способный к дальнейшему обучению и развитию и, в конечном итоге, – прогнозировать поведение объектов и систем при самых различных обстоятельствах.
3 В настоящее время идея внедрения ЦД получила широкое распространение в организации учебного процесса в вузах, преимущественно технических. Любая отрасль промышленности требует от специалиста всё более и более узких компетенций, обеспечивающих успешную реализацию инновационных проектов, что предопределяет тенденцию на сближение сферы высшего образования и реального производственного сектора [4].
4 Руководствуясь данной тенденцией, было бы целесообразно осуществить внедрение технологий ЦД в ситуационные центры и подобные отделы научных организаций. Тем самым вся триада «образование – наука – производство» оказывается вовлеченной в процесс усовершенствования технологий распространения знаний и инноваций. Задачей исследователей в области математического моделирования и ситуационного управления, а также разработчиков ситуационных центров является формирование разумных задач всестороннего развития Сети ситуационных центров и выработка наиболее приемлемых схем распределения машинных и человеческих ресурсов, задействованных в работе этих центров.
5

Ситуационный центр и процесс информатизации общества

6 Весь процесс организации ситуационного центра может быть разделен на два основных этапа: – этап базового оснащения техническими и технологическими решениями (операционные системы, необходимый минимум прикладных программ, каналы связи, средства аудиализации, визуализации и т. п.); – этап внедрения специальных программных средств (инструментов математического моделирования с наличием возможности и перспективой внедрения полноценных ЦД).
7 Если первый этап для реально функционирующих на данный момент ситуационных центров в целом можно считать успешно завершенным, то потенциал по оснащению узкоспециальными, в том числе уникальными программными продуктами, повышающими эффективность решения задач, явно не исчерпан, на втором этапе – исследователи и разработчики совершают первые шаги, зачастую ещё только в теоретической плоскости. В управленческих ситуационных центрах и Центрах управления регионами аналитические и прогностические задачи нередко выполняются хотя и сравнительно успешно, но не системно, в отрыве от программно-аппаратного комплекса. Собственно комплекс в первую очередь выступает в роли удобного инструмента хранения, первичной обработки и представления информации. В то же время следует избегать количественной и качественной перегрузки управленческих центров решаемыми задачами, оставив проблемы практического воплощения теоретических выкладок и сложного математического моделирования научно-исследовательской сфере. Таким образом, исследовательскую задачу в области оптимизации взаимодействия различных организаций можно конкретизировать как поиск баланса нагрузки на человека и технологии.

всего просмотров: 100

Оценка читателей: голосов 0

1. Вихман, В. В. «Цифровые двойники в образовании: перспективы и реальность / В. В. Вихман, М. В. Ромм // Высшее образование в России. – 2021. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-dvoyniki-v-obrazovanii-perspektivy-i-realnost (дата обращения: 06.09.2023).

2. Коваленко, М. А. Интегральный анализ влияния виртуализации обучения в университете / М. А. Коваленко, А. Ю. Ильин // International Journal of Open Information Technologies. – 2023. – №7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integralnyy-analiz-vliyaniya-virtualizatsii-obucheniya-v-universitete (дата обращения: 09.09.2023).

3. Кокорев, Д. С. Цифровые двойники: понятие, типы и преимущества для бизнеса / Д. С. Кокорев, А. А. Юрин // Colloquium-journal. – 2019. – №10 (34). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-dvoyniki-ponyatie-tipy-i-preimuschestva-dlya-biznesa (дата обращения: 02.09.2023).

4. Леонтьева, И. Н. Организационно-экономические инструменты интеграции вузов и промышленных предприятий в условиях инновационной экономики / И .Н. Леонтьева, Д. С. Бурцев // ЭПИ. – 2022. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-ekonomicheskie-instrumenty-integratsii-vuzov-i-promyshlennyh-predpriyatiy-v-usloviyah-innovatsionnoy-ekonomiki (дата обращения: 10.09.2023).

5. Попов, А. М. Проблема управления информационной безопасностью при создании цифрового двойника дисциплины / А. М. Попов, В. В. Золотарев, Е. Ю. Кунц // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. – 2022. – №2 (58). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-upravleniya-informatsionnoy-bezopasnostyu-pri-sozdanii-tsifrovogo-dvoynika-distsipliny (дата обращения: 06.09.2023).

6. Титова, А. В. Цифровые двойники в повышении качества образовательных услуг / А. В. Титова, М. Ю. Сучкова // ТТПС. – 2021. – №4 (58). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-dvoyniki-v-povyshenii-kachestva-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 12.09.2023).

7. Grieves, M. Digital Twin: Mitigating Unpredictable, Undesirable Emergent Behavior in Complex Systems (Excerpt) / M. Grieves, J. Vickers // Origins of the Digital Twin Concept; Working Paper, 2016. – URL: https://www.researchgate.net/publication/307509727_Origins_of_the_Digital_Twin_Concept (дата обращения: 02.09.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх