Проблема трансферинга знаний между научной сферой и народным хозяйством страны

 
Код статьиS265838870023749-6-1
DOI10.33276/S265838870023749-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Государственный академический университет гуманитарных наук
Центральный экономико-математический институт РАН
Название журналаВестник ЦЭМИ
ВыпускТом 5 Выпуск 4
Аннотация

Научные разработки, создаваемые в многочисленных исследовательских организациях, далеко не всегда находили себе применение в народном хозяйстве страны. Интенсивное развитие сети распределенных ситуационных центров призвано положительно повлиять на связи различных организаций и их совместную деятельность. В статье рассказывается о проблемах прошлого, путях их преодоления, перспективных изменениях, личном опыте научного института в рамках работ с органами административного управления.

Ключевые словаситуационный центр, центр компетенций, организация, наука, модель, образование, эксперт, персонал, взаимодействие, задачи, партнерство
Получено28.12.2022
Дата публикации30.12.2022
Кол-во символов13142
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Введение

2 Путь знаний, воплощенных в научно-исследовательские разработки, при движении от создателей – научных организаций, до конечного заказчика – центров административного управления, управления различными отраслями и производственными комплексами, всегда считался весьма непростым. Однако следует отметить, что под всеми этими сложностями подразумевались непосредственно: трудозатраты научных работников, вопрос финансирования их деятельности, многочисленные обсуждения и согласования деталей внедрения полученного продукта на местах.
3 Такой подход не учитывает массу «подводных камней», возникающих при этом. При всей справедливости и неизбежности перечисленных выше вопросов многое остается не отраженным. В статье рассматриваются проблемы, возникающие при взаимодействии научных организаций с различными органами управления, путях их преодоления, личном опыте научного института в рамках работ с органами административного управления.
4

Проблемы взаимодействия науки и управления

5 В первичной схеме взаимодействия науки и народного хозяйства, по сути, имеются лишь два узла: научная организация (академический институт) и управляющий орган, потребитель результатов научной деятельности. Это может быть применимо в случае выполнения институтом работ в рамках госзаказа, однако госзаказ предусматривает выполнение конкретных, определенных задач. Деятельность же научных организаций с одной стороны и органов управления с другой не исчерпывается этими узкими рамками.
6 Работники научной сферы обладают различными интересами, которые побуждают их вести исследования и приходить к результатам, имеющим значение не только в контексте роста статистических показателей эффективности деятельности научной организации и каждого работника как ее единицы, и не только в признании этих результатов научным сообществом, но и возможности и необходимости применения их в народном хозяйстве непосредственно.
7 Представители управленческой сферы, в свою очередь, испытывают необходимость в завершенном и оптимально функционирующем инструменте для анализа ситуаций, расчетов и прогнозирования дальнейшего развития управляемого объекта. Таким инструментом может быть компьютерная модель, разработанная в научной организации и представленная в виде программы, выполняемой на вычислительных мощностях управленческого центра.
8 В этой связи возникает ряд проблем, которым удалось найти решение в последние несколько лет путем создания и оснащения разного рода и предназначения ситуационных центров и объединения их в единую Систему распределенных ситуационных центров (СРСЦ).
9 Разумеется, взаимодействие науки и реального сектора экономики страны осуществлялось и до начала работ по созданию ситуационных центров, для примера можно рассмотреть ряд агент-ориентированных моделей, созданных специалистами ЦЭМИ РАН, особое место среди которых занимали и занимают модели г. Санкт-Петербург и модель «Губернатор» для Вологодской области [4]. Данные разработки дошли до адресата, получили высокую оценку, однако в настоящее время в управлении экономикой региона не используются. Имеется ещё ряд примеров с менее масштабными, но столь же важными и перспективными транспортными и прочими отраслевыми моделями, которые и вовсе были оценены исключительно в научном сообществе, не получив дальнейших четких планов по внедрению.

всего просмотров: 80

Оценка читателей: голосов 0

1. Агент-ориентированная модель «Интеллектуальная Россия»: конструкция модели и анализ начальной популяции / А. А. Акиншин, О. И. Кузнецова, Н. К. Хачатрян, С. В. Борисова // Экономика и математические методы. – 2022. – T. 58, № 3. – с. 79-93.

2. Витер, К. А. Роль центров компетенции в структуре университета / К. А. Витер // Вестник ЧелГУ. – 2021. – №10 (456). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tsentrov-kompetentsiy-v-strukture-universiteta (дата обращения: 05.12.2022).

3. Совершенствование ситуационных и когнитивных центров Кузбасса с использованием стратегических возможностей имитационного моделирования / В. Л. Макаров, А. Р. Бахтизин, Д. С. Евдокимов, Д. С. Кравченко // Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива / под научной редакцией В. Л. Квинта. – Кемерово: КемГУ, 2022. – с. 180-204. 

4. Макаров, В. Л. Агент-ориентированная социо-эколого-экономическая модель региона / В. Л. Макаров, А. Р. Бахтизин, Е. Д. Сушко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – Т. 11, № 3 (288). – с. 2-11.

5. Сливицкий, А. Б. О применении компетентностного подхода при оценке эффективности отраслевых научных организаций / А. Б. Сливицкий // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2020. – №15-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-primenenii-kompetentnostnogo-podhoda-pri-otsenke-effektivnosti-otraslevyh-nauchnyh-organizatsiy (дата обращения: 05.12.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх