Публичная дипломатия Испании в странах Латинской Америки: принципы и институты

 
Код статьиS0044748X0003504-3-1
DOI10.31857/S0044748X0003504-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Директор программ
Аффилиация: Фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 1
Страницы5-11
Аннотация

В статье анализируется современная модель публичной дипломатии Испании в отношении стран Латинской Америки. Характерные черты и принципы этой модели предопределены историческими, экономическими и социально-культурными факторами, а также эволюцией внешней политики Мадрида в отношении латиноамериканских стран. Автор подробно рассматривает ключевые институты испанской публичной дипломатии, их структуру и основные направления деятельности.

Ключевые словаиспанская внешняя политика, «мягкая сила», публичная дипломатия, национальный брендинг
Получено21.01.2019
Дата публикации24.01.2019
Кол-во символов18714
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Термин «публичная дипломатия» в его традиционной трактовке используется для описания многовекторной деятельности стран в мировой политике в сферах информации, культуры, образования, спорта, улучшения образа стран и укрепления их позиций на международной арене. В рамках современных подходов данное понятие несколько шире: публичная дипломатия становится инструментом привлечения внимания зарубежной аудитории к определенной проблеме при помощи таких механизмов, как социальные сети, сайты, email-рассылка, интернет-конференции, блоги. Из-за ее специфики современную публичную дипломатию, являющуюся одним из инструментов «мягкой силы», нередко называют «цифровой дипломатией»1.

1. А. И. Кубышкин, Н. А. Цветкова. Публичная дипломатия США. М., Аспект пресс, 2013. с. 51—52.
2

Применительно к политике «мягкой силы» Испании в отношении латиноамериканских стран, на наш взгляд, наиболее адекватным является понимание публичной дипломатии как информационно-разъяснительной работы, состоящей в информировании о структуре страны, ее культуре, ценностях и политике в целях повышения интереса к ней, создания позитивного имиджа, пресечения попыток пропаганды, направленной против государства2. Латиноамериканский вектор испанской публичной дипломатии строится на принципах открытости, общей исторической памяти, осознания геостратегического значения региона для Мадрида. С геополитической точки зрения Испания занимает особое место на мировой арене в силу своего положения как «ворот в Европу» и «моста между континентами». Специфика испанской публичной дипломатии в отношении стран Латинской Америки определяется и языковым фактором, культурной близостью, общностью религии. В силу этого можно выделить принцип приоритетности использования инструментов культурного влияния во внешней политике Мадрида на рассматриваемом направлении.

2. Е. Г. Пономарева, Я. Ватаняр. Научное сотрудничество — форма и метод публичной дипломатии. Обозреватель. 2015, № 8, c. 71.
3

Нельзя также не отметить и принцип иерархичности построения модели публичной дипломатии: многие из структур, которые будут описаны в статье, напрямую подчиняются министерству иностранных дел, что обусловлено спецификой организации дипломатической деятельности Испании, сложившейся на современном этапе, традиционной для этой страны иерархичностью в институциональном оформлении внешней политики. Наконец, еще одним принципом можно считать тесную взаимосвязь культурных и экономических факторов, на основе которых выстраивается содержание испанской публичной дипломатии. Так, грамотно выстроенная культурная политика и удачно сконструированный бренд страны стали ключевыми факторами развития туризма и сферы услуг — важных секторов испанской экономики3.

3. A. P. Moreno. Spanish soft power and its structural (non-traditional) model of diplomacy. — Available at: >>>> (accessed 20.10.2018).
4

Анализ основных принципов и факторов, влияющих на особенности публичной дипломатии Мадрида, позволяет сделать вывод о том, что в испанской модели сочетаются подходы, применяемые Францией и Великобританией. С британской моделью Испанию сближает использование организаций региональных властей и частных компаний в качестве акторов публичной дипломатии, а тот факт, что испанское руководство уделяет большое внимание институтам культурной дипломатии, напоминает французскую модель.

Всего подписок: 6, всего просмотров: 2143

Оценка читателей: голосов 0

1. А. И. Кубышкин, Н.А. Цветкова. Публичная дипломатия США. М., Аспект пресс, 2013. с. 51—52.

2. Е. Г. Пономарева, Я. Ватаняр. Научное сотрудничество — форма и метод публичной дипломатии. Обозреватель. 2015, № 8, c. 71.

3. A. P. Moreno. Spanish soft power and its structural (non-traditional) model of diplomacy. — Available at: https://repositorio.comillas.edu/rest/bitstreams/19086/retrieve (accessed 20.10.2018).

4. Summer sessions. Talent development network. [Official website] — Available at: http://www.summersessions.net (accessed 20.10.2018).

5. Casa de América. — Available at: www.casamerica.es (accessed 20.10.2018).

6. Extracto del Preámbulo de los Estatutos de la Casa de América, aprobados en Madrid el 7 de marzo de 1990 y modificados por el Consejo Rector en fechas 23 de febrero de 1994 y 11 de diciembre de 1997. — Available at: http://www.casamerica.es/institucion (accessed 20.10.2018).

7. Casa de América. — Available at: http://www.casamerica.es/temasTV (accessed 20.10.2018).

8. Fundación Carolina. — Available at: http://www.fundacioncarolina.es/la-fundacion/mision-y-valores/ (accessed 20.10.2018).

9. El español: una lengua viva. Informe 2016. Instituto Cervantes. — Available at: http://cvc.cervantes.es/lengua/espanol_lengua_viva/pdf/espanol_lengua_viva_2016.pdf (accessed 20.10.2018).

10. Real Academia Española. — Available at: http://www.rae.es/la-institucion/historia (accessed 20.10.2018).

11. Ibid. — Available at: http://www.rae.es/la-institucion/escuela-de-lexicografia/la-elh (accessed 20.10.2018).

12. Asociación de Academias de la Lengua Española. — Available at: http://www.asale.org/academias (accessed 20.10.2018).

13. Х. Д. Гаджиева. Культурная политика Испании в эпоху глобализации. Саратов, Экономика и социум, 2015, № 1, с. 16.

14. Ley 7/1991, de 21 de marzo, por la que se crea el Instituto Cervantes. — Вoletin Оficial del Еstado. 22.03.1991.

15. Instituto Cervantes. — Available at: http://www.cervantes.es/sobre_instituto_cervantes/informacion.htm (accessed 20.10.2018).

16. Congreso Internacional de la Lengua Española. — Available at: http://congresosdelalengua.es (accessed 20.10.2018).

17. Н. Боголюбова, Ю. Николаева. Внешняя культурная политика: опыт Испании. М., Латинская Америка, № 8, 2011, с. 67

18. П. П. Яковлев. Испания: вызовы и риски нового политического цикла. М., ИЛА РАН, 2012, с. 82.

19. Marca España. — Available at: http://marcaespana.es/ (accessed 20.10.2018).

20. A. P. Moreno. Op. cit.

21. 75 million and counting: Spain shattered its own tourism record in 2016. — El Pais. I.2017. — Available at: http://elpais.com/elpais/2017/01/12/inenglish/1484227 097_393882.html (accessed 20.10.2018).

22. España superaría en 2017 a EE.UU. en número de llegadas de turistas, según Funcas. — ABC Economía, 28.XII.2017. — Available at: https://www.abc.es/economia/abci-espana- superaria-2017-eeuu-numero-llegadas-turistas-segun-funcas-201712280251_noticia.html (accessed 20.10.2018).

23. В. П. Палкина. Недвижимость Испании: цены достигли «дна», продажи иностранцам растут. Полис, Политические исследования, 2014, № 1, сс. 49—59.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх