Влияние рейтингов вузов на высшее образование в России

 
Код статьиS265838870023454-2-1
DOI10.33276/S265838870023454-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Москва, Мароновский пер. , 26
Название журналаВестник ЦЭМИ
ВыпускТом 5 Выпуск 4
Аннотация

Качественное высшее образование уже давно стало необходимостью в современном мире, так как зачастую является одним из немногих «социальных лифтов». В данной работе рассматривается влияние рейтингов вузов (международных и российских) на высшее образование. Проводится исследование изменения доступности высшего образования, показателей, отражающих качество образования, а также выявлены показатели, которые искажают места российских вузов в международных рейтингах, занижая их. В то же время стремление вуза «войти» в рейтинг или улучшить в нем свое положение может иметь негативные последствия.

Ключевые словароссийские вузы, мировые рейтинги вузов, качество высшего образования
Получено28.12.2022
Дата публикации30.12.2022
Кол-во символов13561
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Введение

2 Рейтинги оказывают существенное воздействие на сферу высшего образования в России. С одной стороны, участие в рейтингах стимулирует российские вузы развиваться, изменять свою стратегию и способствуют международному обмену лучшими практиками в образовательной сфере. С другой стороны, рейтинги оказывают значительное влияние на стоимость обучения в вузе для студентов, а в долгосрочной перспективе это может стать причиной оттока студентов в зарубежные вузы. Наиболее серьезной проблемой рейтингования является несовершенство методологии оценки места вузов в рейтинге, поскольку в настоящее время единая система оценки не разработана.
3 Цель данного исследования – оценка возможных последствий попыток повышения российскими вузами своих мест в международных рейтингах высшего образования.
4

Спрос на высшее образование в России и анализ рейтингов вузов

5 Высшее образование является не только одним из показателей уровня жизни населения, но и одним из факторов восходящей социальной мобильности. Так, согласно Программе развития ООН [1], уровень образования является одним из показателей Индекса человеческого развития (ИЧР). По состоянию на 2020 г. по ИЧР Россия занимала 49-е место (для справки, 48-е место занимала Аргентина, 47-е – Оман, 46-е – Хорватия, 45-е – Бахрейн) [2]. В первую пятерку стран входили Норвегия, Швейцария, Ирландия, Германия, Гонконг. Необходимо отметить, что уровень образования во многом зависит от расходов на образование (например, доли расходов на образование в ВВП). Если в 2019 г. этот показатель в странах с наибольшим значением ИЧР составлял от 4,4 % (Гонконг) до 7,6 % (Норвегия), то в России он составлял 4 % (в Аргентине – 4 %, Омане – 4,6 %, Хорватии – 4,5 %).
6 Поскольку высшее образование (особенно его качество) является фактором социальной мобильности, спрос на него довольно высокий. Однако необходимо отметить, что для большинства абитуриентов высшее образование в России будет платным. Так, если в 2000 г. 59 % студентов получали высшее образование бесплатно (за счет бюджетных ассигнований), то в 2020 г. – уже только 47 % [2]. Одновременно с этим происходило уменьшение числа образовательных организаций высшего образования – за 2000–2020 гг. оно составило 26 %. Однако в основном это произошло из-за сокращения числа частных организаций (на 41 %). Число государственных и муниципальных организаций также снизилось (на 18 %, [2]), что может быть связано с объединением вузов. В результате, произошло падение доступности высшего образования как за счет уменьшения числа вузов, так и за счет сокращения числа бюджетных мест в государственных вузах.
7 Стремление получить высшее образование в России довольно высоко: 90 % родителей хотят видеть своего ребенка студентом вуза [3], количество поступающих в вузы абитуриентов составляет 70 % [4]. Однако небольшое число бюджетных средств вынуждает молодежь сначала получать среднее профессиональное образование (заканчивая техникумы и колледжи), что, с одной стороны, дает им возможность раньше вступить в профессиональную деятельность, с другой – расширить материальные возможности для получения высшего образования.

всего просмотров: 78

Оценка читателей: голосов 0

1. Программа развития Организации Объединенных Наций // Организация Объединенных Наций. – URL: https://www.un.org/ru/ga/undp/ (дата обращения: 02.10.2022).

2. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва : НИУ ВШЭ, 2021. – 132 с. – URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/516715423.pdf (дата обращения: 02.10.2022).

3. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда: информационный бюллетень / М.В. Лопатина, Л. А. Леонова, П. В. Травкин, С. Ю. Рощин, В. Н. Рудаков; под науч. ред. С. Ю. Рощина, В. Н. Рудакова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 72 с.

4. Клячко, Т. Л. Образование в России и мире: Основные тенденции / Т. Л. Клячко // Образовательная политика. – 2020. – № 1(81). – с. 26-40. – URL : https://edpolicy.ranepa.ru/education-trends (дата обращения: 05.11.2022).

5. В каких рейтингах искать лучшие российские вузы // Skillbox. – 2022. – URL: https://skillbox.ru/media/education/kakie-byvaut-reytingi-vuzov/ (дата обращения 02.11.2022).

6. Национальный рейтинг университетов // Информационный портал Интерфакс. – URL : https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?ysclid=l4zubod2lq464943667&rating=1&year=2021&page=1 (дата обращения: 20.11.2022).

7. Рейтинги университетов // РАЭКС-Аналитика. – 2017-2022. – URL: https:// https://raex-a.ru/rankings/vuz/ (дата обращения: 24.11.2022).

8. Рейтинг QS по направлениям подготовки: движение российских вузов // QS Quacquarelli Symonds Limited. – 1994-2022. – URL: https://www.topuniversities.com/ (дата обращения: 10.09.2022).

9. Сколько стоит учиться в вузах Москвы в 2022 // Информационный портал Vuzopedia. – URL : https://vuzopedia.ru/stoimost/region/city/59 (дата обращения: 01.09.2022).

10. Стукалова, И. Б. Соотношение стоимости образовательных услуг и рейтинговой позиции вузов / И. Б. Стукалова, А. А. Стукалова // Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17, № 18. – с. 2395–2414.

11. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2021 год (RAEX, 2021 год) // РАЭКС-Аналитика. – 2017-2022. – URL : https://raex-a.ru/researches/vuz/vuz_best_2021?ysclid=l4zuzweh8p552149692 (дата обращения 12.10.2022).

12. Рейтинг вузов России-2020 от агентства RAEX // Sibmama.ru. – 2021-2022. – URL : https://sibmama.ru/RAEXreiting-vuz-2020.htm (дата обращения: 22.11.2022).

13. Eurasianet (США): поток студентов в заграничные вузы растет, возвращается лишь малая часть // ИНОСМИ. – 12 августа 2019 г., 19:40. – URL: https://inosmi.ru/social/20190812/245623547.html (дата обращения: 22.03.2022).

14. Конкурентоспособность российского высшего образования: результаты, факты, динамика [Электронный ресурс] // Информационный портал Рамблер – URL : https://news.rambler.ru/education/42006598-konkurentosposobnost-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya-rezultaty-fakty-dinamika/?ysclid=l4zux2czay890607173 (дата обращения: 22.05.2022).

15. Никонова, М. А. Мировые рейтинги оценки качества высшего образования: проблемы и перспективы использования / М. А. Никонова // Вестник ЦЭМИ. – 2021. – T. 4, Выпуск 3-4. – URL: https://cemi.jes.su/s265838870018081-2-1/. (дата обращения: 22.05.2022).

16. Варшавский, А. Е. Проблемы объективности международных рейтингов университетов / А. Е. Варшавский, Т. А. Комкина // Вестник университета. – 2011. – № 3. – с. 103–111.

17. Варшавский, А. Е. Анализ двух основных рейтингов университетов / А. Е. Варшавский, Т. А. Комкина // Прикладная эконометрика. – 2011. – № 3 (23). – с. 57–78.

18. Никонова, М. А. Влияние мировых рейтингов на трансформацию российского высшего образования и сферы НИОКР / М. А. Никонова // Производство, наука и образование в эпоху трансформаций: Россия в [де]глобализирующемся мире : Сборник материалов VI Международного конгресса / Институт нового индустриального развития имени С. Ю. Витте; Конгресс работников образования, науки, культуры и техники (КРОН). – Москва, 2020. – с. 274–279.

19. Никонова М.А. Оценка качества высшего образования с помощью рейтингов / М. А. Никонова // Молодая экономика: экономическая наука глазами молодых ученых: материалы Седьмой научно-практической конференции. Москва, 10 декабря 2021 г. / под ред. Р.Н. Павлова. – Москва : ЦЭМИ РАН, 2022. – с. 48-51.

20. Высшее и дополнительное профессиональное образование // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. – 1999-2022. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения: 03.06.2022).

21. Всё больше выпускников девятых классов выбирают СПО // НИУ ВШЭ. – 1993–2022. – URL : https://ioe.hse.ru/news/414907079.html?ysclid=l4zt6k9jzl442473207 (дата обращения: 10.06.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх