The impact of university rankings on higher education in Russia

 
PIIS265838870023454-2-1
DOI10.33276/S265838870023454-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: GAUGN
Address: Moscow, Maronovskiy pereulok, 26
Journal nameVestnik CEMI
EditionVolume 5 Issue 4
Abstract

High-quality higher education has long been a necessity in the modern world, because it is often one of the few "social elevators". This paper examines the impact of university rankings (international and Russian) on higher education. The study of changes in the availability of higher education, indicators reflecting the quality of education, and also identified indicators that distort the places of Russian universities in international rankings, underestimating them. At the same time, the university's desire to "enter" the rating or improve its position in it may have negative consequences.

Keywordsrussian universities, world university rankings, quality of higher education
Received28.12.2022
Publication date30.12.2022
Number of characters13561
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Введение

2 Рейтинги оказывают существенное воздействие на сферу высшего образования в России. С одной стороны, участие в рейтингах стимулирует российские вузы развиваться, изменять свою стратегию и способствуют международному обмену лучшими практиками в образовательной сфере. С другой стороны, рейтинги оказывают значительное влияние на стоимость обучения в вузе для студентов, а в долгосрочной перспективе это может стать причиной оттока студентов в зарубежные вузы. Наиболее серьезной проблемой рейтингования является несовершенство методологии оценки места вузов в рейтинге, поскольку в настоящее время единая система оценки не разработана.
3 Цель данного исследования – оценка возможных последствий попыток повышения российскими вузами своих мест в международных рейтингах высшего образования.
4

Спрос на высшее образование в России и анализ рейтингов вузов

5 Высшее образование является не только одним из показателей уровня жизни населения, но и одним из факторов восходящей социальной мобильности. Так, согласно Программе развития ООН [1], уровень образования является одним из показателей Индекса человеческого развития (ИЧР). По состоянию на 2020 г. по ИЧР Россия занимала 49-е место (для справки, 48-е место занимала Аргентина, 47-е – Оман, 46-е – Хорватия, 45-е – Бахрейн) [2]. В первую пятерку стран входили Норвегия, Швейцария, Ирландия, Германия, Гонконг. Необходимо отметить, что уровень образования во многом зависит от расходов на образование (например, доли расходов на образование в ВВП). Если в 2019 г. этот показатель в странах с наибольшим значением ИЧР составлял от 4,4 % (Гонконг) до 7,6 % (Норвегия), то в России он составлял 4 % (в Аргентине – 4 %, Омане – 4,6 %, Хорватии – 4,5 %).
6 Поскольку высшее образование (особенно его качество) является фактором социальной мобильности, спрос на него довольно высокий. Однако необходимо отметить, что для большинства абитуриентов высшее образование в России будет платным. Так, если в 2000 г. 59 % студентов получали высшее образование бесплатно (за счет бюджетных ассигнований), то в 2020 г. – уже только 47 % [2]. Одновременно с этим происходило уменьшение числа образовательных организаций высшего образования – за 2000–2020 гг. оно составило 26 %. Однако в основном это произошло из-за сокращения числа частных организаций (на 41 %). Число государственных и муниципальных организаций также снизилось (на 18 %, [2]), что может быть связано с объединением вузов. В результате, произошло падение доступности высшего образования как за счет уменьшения числа вузов, так и за счет сокращения числа бюджетных мест в государственных вузах.
7 Стремление получить высшее образование в России довольно высоко: 90 % родителей хотят видеть своего ребенка студентом вуза [3], количество поступающих в вузы абитуриентов составляет 70 % [4]. Однако небольшое число бюджетных средств вынуждает молодежь сначала получать среднее профессиональное образование (заканчивая техникумы и колледжи), что, с одной стороны, дает им возможность раньше вступить в профессиональную деятельность, с другой – расширить материальные возможности для получения высшего образования.

views: 79

Readers community rating: votes 0

1. Programma razvitiya PROON [Elektronnyj istochnik] URL: https://www.un.org/ru/ga/undp/ (data obrashcheniya 02.10.2022)

2. Obrazovanie v cifrah: 2021: kratkij statisticheskij sbornik / L. M. Gohberg, O.K. Ozerova, E.V. Sautina i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». – M.: NIU VSHE, 2021. – 132 s. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/516715423.pdf (data obrashcheniya 02.10.2022)

3. Vypuskniki srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya na rossijskom rynke truda: informacionnyj byulleten' [Tekst] / M.V. Lopatina, L.A. Leonova, P.V. Travkin, S.YU. Roshchin, V.N. Rudakov; pod nauch. red. S.YU. Roshchina, V.N. Rudakova; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki» – M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2020. – 72 s.

4. Obrazovanie v Rossii i mire: Osnovnye tendencii [Elektronnyj resurs] // Nauchno-publicisticheskij zhurnal – Rezhim dostupa: https://edpolicy.ru/education-trends?ysclid=l4zt4t49ks512303212 (data obrashcheniya 05.11.2022)

5. V kakih rejtingah iskat' luchshie rossijskie vuzy [Elektronnyj resurs] URL: https://skillbox.ru/media/education/kakie-byvaut-reytingi-vuzov/ (data obrashcheniya 02.11.2022)

6. Nacional'nyj rejting universitetov [Elektronnyj resurs] // Informacionnyj portal Interfaks – Rezhim dostupa: https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?ysclid=l4zubod2lq464943667&rating=1&year=2021&page=1 (data obrashcheniya 20.11.2022)

7. Rejting 100 luchshih vuzov Rossii (RAEX, 2020 god) [Elektronnyj resurs] URL: https://raex-a.ru/rankings/vuz/vuz_2020 (data obrashcheniya 24.11.2022)

8. Rejting QS po napravleniyam podgotovki: dvizhenie rossijskih vuzov [Elektronnyj resurs] URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21646 (data obrashcheniya 10.09.2022)

9. Skol'ko stoit uchit'sya v vuzah Moskvy v 2022 [Elektronnyj resurs] // Informacionnyj portal Vuzopedia – Rezhim dostupa:https://vuzopedia.ru/stoimost/region/city/59 (data obrashcheniya 01.09.2022)

10. Stukalova I.B., Stukalova A.A. Sootnoshenie stoimosti obrazovatel'nyh uslug i rejtingovoj pozicii vuzov // Rossijskoe predprinimatel'stvo. – 2016. – T. 17. № 18. – S. 2395–2414.

11. Rejting luchshih vuzov Rossii RAEX-100, 2021 god (RAEX, 2021 god) [Elektronnyj resurs] // Informacionnyj istochnik RAEX-100 – Rezhim dostupa: https://raex-a.ru/researches/vuz/vuz_best_2021?ysclid=l4zuzweh8p552149692 (data obrashcheniya 12.10.2022)

12. Rejting vuzov Rossii-2020 ot agentstva RAEX [Elektronnyj resurs] URL:https://sibmama.ru/RAEXreiting-vuz-2020.htm (data obrashcheniya 22.11.2022)

13. Eurasianet (SSHA): potok studentov v zagranichnye vuzy rastet, vozvrashchaetsya lish' malaya chast' [Elektronnyj resurs] URL: https://inosmi.ru/social/20190812/245623547.html (data obrashcheniya 22.03.2022)

14. Konkurentosposobnost' rossijskogo vysshego obrazovaniya: rezul'taty, fakty, dinamika [Elektronnyj resurs] // Informacionnyj portal Rambler – Rezhim dostupa: https://news.rambler.ru/education/42006598-konkurentosposobnost-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya-rezultaty-fakty-dinamika/?ysclid=l4zux2czay890607173 (data obrashcheniya 22.05.2022)

15. Nikonova MA. Mirovye rejtingi ocenki kachestva vysshego obrazovaniya: problemy i perspektivy ispol'zovaniya // Vestnik CEMI RAN. – 2021. – T. 4. – Vypusk 3-4. URL: https://cemi.jes.su/s265838870018081-2-1/. DOI: 10.33276/S265838870018081-2

16. Varshavskij A.E., Komkina T.A. Problemy ob"ektivnosti mezhdunarodnyh rejtingov universitetov // Vestnik universiteta. 2011. № 3. S. 103–111.

17. Varshavskij A.E., Komkina T.A. Analiz dvuh osnovnyh rejtingov universitetov // Prikladnaya ekonometrika. 2011. № 3 (23). S. 57–78

18. Nikonova M.A. Vliyanie mirovyh rejtingov na transformaciyu rossijskogo vysshego obrazovaniya i sfery NIOKR // Proizvodstvo, nauka i obrazovanie v epohu transformacij: Rossiya v [de]globaliziruyushchemsya mire / Sbornik materialov VI Mezhdunarodnogo kongressa. Institut novogo industrial'nogo razvitiya imeni S.YU. Vitte; Kongress rabotnikov obrazovaniya, nauki, kul'tury i tekhniki (KRON). Moskva, 2020. S. 274–279.

19. Nikonova M.A. Ocenka kachestva vysshego obrazovaniya s pomoshch'yu rejtingov // Molodaya ekonomika: ekonomicheskaya nauka glazami molodyh uchenyh: materialy Sed'moj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 10 dekabrya 2021 g. / pod red. R.N. Pavlova. – M.: CEMI RAN, 2022. S. 48-51

20. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki: Vysshee i dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie (Minobrnauki Rossii) [Elektronnyj resurs] URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (data obrashcheniya 03.06.2022)

21. Vsyo bol'she vypusknikov devyatyh klassov vybirayut SPO [Elektronnyj resurs] // Informacionnyj portal VSHE – Rezhim dostupa: https://ioe.hse.ru/news/414907079.html?ysclid=l4zt6k9jzl442473207 (data obrashcheniya 10.06.2022)

Система Orphus

Loading...
Up