Эконометрический анализ грузоперевозок в ЕАЭС: результаты ретроспективного прогноза

 
Код статьиS265838870021363-2-1
DOI10.33276/S265838870021363-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: г. Москва, Мароновский пер., 26
Название журналаВестник ЦЭМИ
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена эконометрическому анализу объема грузовых перевозок в ЕАЭС тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и воздушным. Построены и исследованы регрессионные уравнения, описывающие зависимость объемов грузовых перевозок от факторов экономической активности. Все исследуемые уравнения показали высокую прогностическую точность, подтвержденную результатами ретроспективного прогноза. 

Ключевые словагрузовые перевозки, промышленность, сельское хозяйство, ВВП, эконометрическая модель, ретроспективный прогноз
Получено08.08.2022
Дата публикации08.08.2022
Кол-во символов8735
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Введение

2 Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международная организация региональной экономической интеграции, членами которой являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов [2]. Успешная реализация поставленных перед организацией задач невозможна без развития транспортной инфраструктуры входящих в нее стран. Модернизация транспортной инфраструктуры, в частности, позволит увеличить объемы перевозимых товаров, сократить срок их доставки, а также расширить географию поставок. В связи с этим важной задачей является определение чувствительности спроса на грузовые перевозки к изменениям факторов экономической активности. В качестве таковых в работе используются следующие показатели: индекс промышленного производства, индекс объема сельскохозяйственного производства, индекс физического объема валового внутреннего продукта.
3 Отметим ряд публикаций, посвященных моделированию спроса на грузовые перевозки и эмпирическим оценкам эластичностей. В работе [5] моделирование спроса на грузовые перевозки в России осуществляется с помощью трех различных эконометрических моделей для разных видов транспорта. В [6] проведен эмпирический анализ грузовых перевозок в Дании с помощью коинтеграционной векторной регрессионной системы. Данный подход был применен также при моделировании спроса на индийский железнодорожный грузовой транспорт [7]. В работе [4] исследована зависимость объема перевозок в ЕАЭС всеми видами транспорта от указанных выше факторов экономической активности. В данной работе проведен анализ грузовых перевозок в ЕАЭС отдельными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным. Зная чувствительность спроса на грузовые перевозки отдельными видами транспорта к изменениям факторов экономической активности, можно в случае необходимости перераспределять грузы между различными видами транспорта.
4 На рис. 1 приведена структура грузовых перевозок по видам транспорта. Отметим, что более 70 % грузовых перевозок приходятся на автомобильный транспорт, а доля воздушного составляет около 0,1 %.
5
image1

Рис. 1. Структура грузовых перевозок по видам транспорта (Источник: [3])

6 На рисунках 2, 3 и 4 представлена динамика перевозок грузов автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом в целом по ЕАЭС за период с 2005 по 2019 г. По всем трем видам перевозок наблюдается положительный тренд. Наибольший прирост грузовых перевозок за этот период времени произошел на воздушном транспорте (около 45 %), а наименьший – на железнодорожном (около 12 %).

всего просмотров: 144

Оценка читателей: голосов 0

1. Айвазян, С. А. Методы эконометрики : учебник / С. А. Айвазян. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2010. – 506 с.

2. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) : официальный сайт. – URL : http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 20.05.2022).

3. Социально-экономическая статистика : транспорт // Евразийская экономическая комиссия : официальный сайт. – 2022. – URL : http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/transport.aspx (дата обращения: 20.05.2022).

4. Хачатрян Н.К., Борисова С.В. Прогнозирование грузоперевозок в ЕАЭС. Результаты сценарных расчетов / Н. К. Хачатрян, С. В. Борисова // Вестник ЦЭМИ. – 2020. – Т. 3, №4. – URL : https://cemi.jes.su/s265838870014023-8-1/ (дата обращения: 20.05.2022).

5. Эконометрическое моделирование и прогнозирование спроса на грузовые перевозки в России в 1992-2015 гг. / Ю. А. Щербанин, Е. А. Ивин, А. Н. Курбацкий, А. А. Глазунова // Научные труды: Ин-т народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2017. – Т. 15. – с. 200-217.

6. Bjorner, T. B. Environmental Benefits from Better Freight Transport Management: Freight Traffic in a VAR Model / T. B. Bjorner // Transportation Research. Part D. – 1999. – N 4. – p. 45-64.

7. Ramanathan, R. (2001). The Long-Run Behaviour of Transport Performance in India: Cointegration Approach / R. Ramanathan // Transportation Research Part A. – 2001. – N 35. – p. 309-320.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх