WORLD RANKINGS OF HIGHER EDUCATION QUALITY ASSESSMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS OF USE

 
PIIS265838870018081-2-1
DOI10.33276/S265838870018081-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: docent
Affiliation: THE STATE ACADEMIC UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES
Address: 26 Maronovsky Lane, Moscow, 119049
Journal nameVestnik CEMI
Edition
Abstract

This article examines the influence of the main world rankings of higher education (using the example of the QS rating) on the change in the quality of higher education in Russia. The question of the applicability of these ratings for Russian universities, possible problems and prospects of changing the quality of higher education in Russia with the active application of this rating is considered. The analysis of the indicators affecting the places of Russian universities in the QS rating was also carried out, and the places of Russian universities were calculated without taking into account the most controversial indicators for them. As an alternative rating, RAEX-100 was considered and the change in the places of universities in it (relative to the results of the QS rating) was evaluated.

Keywordsrussian universities, world rankings, QS, quality of higher education
Received05.01.2022
Publication date05.01.2022
Number of characters14375
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Разработка рейтингов для оценки качества высшего образования берет начало в 1870 г. в США, когда Комиссия Бюро по образованию США начала классифицировать учебные заведения в рамках ежегодных отчетов. Постепенно идея ранжирования вузов приобретала популярность: из рейтингов, предложенных отдельными учеными (середина XX в.), она перерастает в более сложную систему оценок, которая к концу XX в. вышла на международный уровень.
2 На данный момент наиболее популярными рейтингами высшего образования являются QS [1], THE [2] и ARWU [3]. Первые два рейтинга разрабатываются в Великобритании, последний – в Китае, что отражается на ориентации этих рейтингов на определенные вузы.
3 Исследованию международных рейтингов посвящено достаточно много работ. В основном в них рассматриваются сравнение результатов рейтингов THE-QS и ARWU [4-5], взаимосвязи результатов международных рейтингов [6] и изменение мест российских вузов в указанных рейтингах [7-8]. Однако отдельного внимания заслуживает исследование влияния широкого применения мировых рейтингов на изменение качества высшего образования в России.
4 Отметим, что показатели, используемые в рассматриваемых рейтингах, отчасти совпадают. Так, в рейтинге ARWU одними из основных показателей (с наибольшей долей веса) являются число статей, опубликованных в журналах Nature и Science (доля этого показателя в рейтинге составляет 20%) и число статей, проиндексированных в Science Citation Index-Expanded и Social Sciences Citation Index (20 %). Для составления рейтинга THE основным показателем является общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (32,5 %); в рейтинге QS – индекс цитирования научных работ преподавательского состава вуза по отношению к численности преподавательского состава (20 %).
5 Таким образом, результаты ранжирования вузов в основном зависят от оценки приведенных выше показателей. Необходимо отметить, что для оценки качества высшего образования большинства российских вузов эти показатели малоприменимы. Так, например, наиболее востребованными областями наук для журналов Nature и Science являются математика, программирование, инжиниринг, биотехнологии и др., в отличие от исследований в области социо-гуманитарных наук, что сказывается на количестве опубликованных работ авторами из России.
6 Указанная специфика подхода рассматриваемых мировых рейтингов к оценке качества образования отражается на их результатах, т.е. вузах, попадающих на первые позиции. Так, например, в рейтинге QS в первую сотню в 2021 г. вошли 27 вузов из США, 18 – из Великобритании, 7 – из Австралии. Далее идут Китай, Южная Корея (по шесть вузов), Япония, Гонконг (по пять вузов), по три вуза из Германии, Швейцарии, Канады, Франции, по два вуза из Нидерландов, Сингапура, Швеции и по одному из Дании, Тайваня, Малайзии, Аргентины, Новой Зеландии, Бельгии, Мексики и России (МГУ им. М. В. Ломоносова – 74-ое место) [1]. Таким образом, лидерами рейтинга QS являются англоязычные вузы. Если говорить о российских вузах, то в первую сотню входит только МГУ (при этом в 2020 г. он занял 84-ое место, 2019 г. – 90-ое место, а в 2016 г. не вошел даже в первую сотню). Другие российские вузы, вошедшие в результаты рейтинга QS в 2021 г., оказались в третьей сотне вузов и ниже. Так, Санкт-Петербургский государственный университет занял 225-ое место, Новосибирский государственный университет – 228-ое место, Томский государственный университет – 250-ое, МФТИ – 281-ое, МГТУ им. Н. Э. Баумана – 282-ое, ВШЭ – 298-ое место. В табл. 1 приведены рейтинговые места этих вузов и их баллы по отдельным позициям рейтинга QS.

views: 321

Readers community rating: votes 0

1. Рейтинг QS. – QS Quacquarelli Symonds Limited 1994 - 2022. – URL : https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2021 (дата обращения - 23.12.2021).

2. Рейтинг THE: сайт. – URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings (дата обращения - 23.12.2021).

3. Рейтинг ARWU. – ShanghaiRanking Consultancy, 2021. – URL :http://www.shanghairanking.com/ (дата обращения - 23.12.2021).

4. Варшавский, А. Е. Анализ двух основных рейтингов университетов / А. Е. Варшавский, Т. А. Комкина // Прикладная эконометрика. – 2011. – №3 (23). – С. 57-78.

5. Задорожнюк, И. Е. Топ-200 вузов в четырёх международных рейтингах: сравнительный анализ / И. Е. Задорожнюк, Л. Ю. Коростелева, Б. К. Тебиев // Высшее образование в России. – 2019. – №3. – С. 85-95.

6. Гайсенок, В. А. Корреляционные связи позиций вузов в международных рейтингах / В. А. Гайсенок, О. А. Наумович, В. В. Самохвал // Высшее образование в России. – 2018. – №12. – С. 20-28.

7. Арефьев, А. Л. Глобальные рейтинги университетов как новое явление в Российской высшей школе / А. Л. Арефьев // СНиСП. – 2014. – №3 (07). – С. 5-24.

8. Арефьев, А.Л. Об участии российских вузов в международных рейтингах / А. Л. Арефьев // Россия реформирующаяся. – 2015. – №13. – С. 213-231.

9. Топ-100 вузов России. – ООО «РАЭКС-Аналитика», 2018-2021. – URL: https://raex-rr.com/education/universities/rating_of_universities_of_russia#table (дата обращения - 23.12.2021).

10. Методика составления RAEX-100. – ООО «РАЭКС-Аналитика», 2018-2021. – URL: https://raex-rr.com/methods/578 (дата обращения - 23.12.2021).

Система Orphus

Loading...
Up