Мировые рейтинги оценки качества высшего образования: проблемы и перспективы использования

 
Код статьиS265838870018081-2-1
DOI10.33276/S265838870018081-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный академический университет гуманитарных наук»
Адрес: 119049, Москва, Мароновский пер., 26
Название журналаВестник ЦЭМИ
Выпуск
Аннотация

В данной статье проведено исследование влияния основных мировых рейтингов высшего образования (на примере рейтинга QS) на изменение качества высшего образования в России. Рассмотрен вопрос применимости данных рейтингов для российских вузов, возможные проблемы и перспективы изменения качества высшего образования в России при активном применении указанного рейтинга. Также проведен анализ показателей, влияющих на места российских вузов в рейтинге QS, и рассчитаны места российских вузов без учета наиболее спорных для них показателей. В качестве альтернативного рейтинга рассмотрен RAEX-100 и оценено изменение мест вузов в нем (относительно результатов рейтинга QS).

Ключевые словароссийские вузы, мировые рейтинги, QS, качество высшего образования
Получено05.01.2022
Дата публикации05.01.2022
Кол-во символов14375
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Разработка рейтингов для оценки качества высшего образования берет начало в 1870 г. в США, когда Комиссия Бюро по образованию США начала классифицировать учебные заведения в рамках ежегодных отчетов. Постепенно идея ранжирования вузов приобретала популярность: из рейтингов, предложенных отдельными учеными (середина XX в.), она перерастает в более сложную систему оценок, которая к концу XX в. вышла на международный уровень.
2 На данный момент наиболее популярными рейтингами высшего образования являются QS [1], THE [2] и ARWU [3]. Первые два рейтинга разрабатываются в Великобритании, последний – в Китае, что отражается на ориентации этих рейтингов на определенные вузы.
3 Исследованию международных рейтингов посвящено достаточно много работ. В основном в них рассматриваются сравнение результатов рейтингов THE-QS и ARWU [4-5], взаимосвязи результатов международных рейтингов [6] и изменение мест российских вузов в указанных рейтингах [7-8]. Однако отдельного внимания заслуживает исследование влияния широкого применения мировых рейтингов на изменение качества высшего образования в России.
4 Отметим, что показатели, используемые в рассматриваемых рейтингах, отчасти совпадают. Так, в рейтинге ARWU одними из основных показателей (с наибольшей долей веса) являются число статей, опубликованных в журналах Nature и Science (доля этого показателя в рейтинге составляет 20%) и число статей, проиндексированных в Science Citation Index-Expanded и Social Sciences Citation Index (20 %). Для составления рейтинга THE основным показателем является общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (32,5 %); в рейтинге QS – индекс цитирования научных работ преподавательского состава вуза по отношению к численности преподавательского состава (20 %).
5 Таким образом, результаты ранжирования вузов в основном зависят от оценки приведенных выше показателей. Необходимо отметить, что для оценки качества высшего образования большинства российских вузов эти показатели малоприменимы. Так, например, наиболее востребованными областями наук для журналов Nature и Science являются математика, программирование, инжиниринг, биотехнологии и др., в отличие от исследований в области социо-гуманитарных наук, что сказывается на количестве опубликованных работ авторами из России.
6 Указанная специфика подхода рассматриваемых мировых рейтингов к оценке качества образования отражается на их результатах, т.е. вузах, попадающих на первые позиции. Так, например, в рейтинге QS в первую сотню в 2021 г. вошли 27 вузов из США, 18 – из Великобритании, 7 – из Австралии. Далее идут Китай, Южная Корея (по шесть вузов), Япония, Гонконг (по пять вузов), по три вуза из Германии, Швейцарии, Канады, Франции, по два вуза из Нидерландов, Сингапура, Швеции и по одному из Дании, Тайваня, Малайзии, Аргентины, Новой Зеландии, Бельгии, Мексики и России (МГУ им. М. В. Ломоносова – 74-ое место) [1]. Таким образом, лидерами рейтинга QS являются англоязычные вузы. Если говорить о российских вузах, то в первую сотню входит только МГУ (при этом в 2020 г. он занял 84-ое место, 2019 г. – 90-ое место, а в 2016 г. не вошел даже в первую сотню). Другие российские вузы, вошедшие в результаты рейтинга QS в 2021 г., оказались в третьей сотне вузов и ниже. Так, Санкт-Петербургский государственный университет занял 225-ое место, Новосибирский государственный университет – 228-ое место, Томский государственный университет – 250-ое, МФТИ – 281-ое, МГТУ им. Н. Э. Баумана – 282-ое, ВШЭ – 298-ое место. В табл. 1 приведены рейтинговые места этих вузов и их баллы по отдельным позициям рейтинга QS.

всего просмотров: 314

Оценка читателей: голосов 0

1. Рейтинг QS. – QS Quacquarelli Symonds Limited 1994 - 2022. – URL : https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2021 (дата обращения - 23.12.2021).

2. Рейтинг THE: сайт. – URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings (дата обращения - 23.12.2021).

3. Рейтинг ARWU. – ShanghaiRanking Consultancy, 2021. – URL :http://www.shanghairanking.com/ (дата обращения - 23.12.2021).

4. Варшавский, А. Е. Анализ двух основных рейтингов университетов / А. Е. Варшавский, Т. А. Комкина // Прикладная эконометрика. – 2011. – №3 (23). – С. 57-78.

5. Задорожнюк, И. Е. Топ-200 вузов в четырёх международных рейтингах: сравнительный анализ / И. Е. Задорожнюк, Л. Ю. Коростелева, Б. К. Тебиев // Высшее образование в России. – 2019. – №3. – С. 85-95.

6. Гайсенок, В. А. Корреляционные связи позиций вузов в международных рейтингах / В. А. Гайсенок, О. А. Наумович, В. В. Самохвал // Высшее образование в России. – 2018. – №12. – С. 20-28.

7. Арефьев, А. Л. Глобальные рейтинги университетов как новое явление в Российской высшей школе / А. Л. Арефьев // СНиСП. – 2014. – №3 (07). – С. 5-24.

8. Арефьев, А.Л. Об участии российских вузов в международных рейтингах / А. Л. Арефьев // Россия реформирующаяся. – 2015. – №13. – С. 213-231.

9. Топ-100 вузов России. – ООО «РАЭКС-Аналитика», 2018-2021. – URL: https://raex-rr.com/education/universities/rating_of_universities_of_russia#table (дата обращения - 23.12.2021).

10. Методика составления RAEX-100. – ООО «РАЭКС-Аналитика», 2018-2021. – URL: https://raex-rr.com/methods/578 (дата обращения - 23.12.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх