Новая модель оценки подержанных машин и оборудования

 
Код статьиS265838870014144-1-1
DOI10.33276/S265838870014144-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, РФ, Нахимовский проспект, 47
Название журналаВестник ЦЭМИ
Выпуск
Аннотация

Наибольшую трудность при оценке подержанных машин, в том числе при формировании национальных счетов, представляет определение их относительной стоимости (отношения стоимости машины к стоимости аналогичной новой машины). Для решения этой задачи в статье предложена новая модель, учитывающая требования стандартов оценки. При этом мы опираемся на сведения о долговечности машин, продолжительности и стоимости их технического обслуживания и ремонта. Срок службы машины при её рациональном использовании рассматривается как случайная величина, зависящая от условий её эксплуатации, и имеющая распределение Вейбулла. Состояние машины в фиксированных условиях эксплуатации модели характеризуется её накопленной наработкой. Предлагается параметрическая зависимость интенсивности приносимых машиной выгод от её накопленной наработки и срока службы. Основной параметр этой зависимости отражает уменьшение коэффициента использования машины по времени за срок её службы. Стоимость машины определяется суммой ожидаемых дисконтированных выгод от их последующего рационального использования. В целях практического применения машины разделены на классы, различающиеся коэффициентом вариации срока службы. Показано, что относительная стоимость машины каждого класса с достаточной точностью может быть определена как соответствующая функция от её относительного возраста (отношения возраста к среднему сроку службы). При необходимости здесь может быть учтено и (достаточно слабое) влияние уменьшения коэффициента использования машины по времени за срок её службы.

Ключевые словамашины, оборудование, наработка, техническое обслуживание и ремонт, срок службы, распределение Вейбулла, стоимостная оценка, относительная стоимость, выгоды, национальные счет
Получено16.06.2021
Дата публикации01.07.2021
Кол-во символов41481
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

1. Постановка задачи

2 Методы оценки рыночной стоимости (далее – стоимости) новых и подержанных машин и оборудования (далее – машин) различаются. Новые машины, как правило, представлены на первичном рынке, и их стоимость определяется на основе цен, установленных производителями и/или дилерами. Для оценки стоимости подержанных машин обычно используется так называемый затратный подход. За основу при этом принимается стоимость аналогичной новой (возраста 0 лет) машины на ту же дату оценки стоимость воспроизводства оцениваемой машины. Уменьшение стоимости машины по сравнению со стоимостью её воспроизводства именуется обесценением (depreciation, в ряде источников – «физическим износом» или «износом»), отношение стоимости машины к стоимости её воспроизводства – коэффициентом или процентом годности (Percent Good Factor) или относительной стоимостью, отношение обесценения к стоимости воспроизводства – коэффициентом или процентом обесценения [1; 4].
3 В конце срока службы, когда далее невозможно или нецелесообразно использовать машину по назначению, она используется иным способом (например, как набор подержанных запасных частей и металлолом). Стоимость такой машины называется утилизационной. Обычно она составляет 3-10 % от стоимости новой машины той же марки. Во многих случаях при стоимостной оценке подержанной машины о ней известны только марка (модель, модификация) и возраст. Поскольку у разных машин процесс эксплуатации протекает по-разному, то стоимости машин одного возраста существенно различаются. В такой ситуации можно опираться только на зависимость средней стоимости машин от возраста (по сути, регрессионную). Соответственно, в такой ситуации используются и зависящие от возраста средние коэффициенты годности или обесценения. Для их определения оценщики обычно используют различные формулы или таблицы. Условно их можно разделить на две группы.
4 Формулы первой группы получены на основе регрессионных зависимостей цен машин от возраста (см., например, [9; 13]). Однако такие формулы получены лишь для некоторых, но не всех марок. Кроме того, во многих случаях вид (спецификация) зависимостей не обосновывается ни техническими, ни экономическими соображениями.
5 Ко второй группе относятся формулы, претендующие на универсальность. Но и здесь предлагаемые зависимости должным образом не обоснованы. Приведём лишь один пример. В так называемом линейном методе [3] обесценение машины предлагается оценить отношением возраста машины к сроку её службы. Мотивируется это тем, что ухудшение технического состояния машины происходит равномерно. Между тем, наблюдения за процессом физического износа узлов и деталей машин свидетельствуют о неравномерности этого процесса. К тому же из равномерности ухудшения технических характеристик машины с возрастом отнюдь не следует равномерность снижения её стоимости. Чтобы как-то исправить положение и одновременно учесть вероятностный характер срока службы, было предложено «уточнить» линейный метод, определяя обесценение машины отношением возраста машины к сумме возраста со средним остаточным сроком её службы [4, пп. 6.2.1 и 6.2.2]. К сожалению, такой приём некорректен – среднее значение дроби не равно отношению средних значений числителя и знаменателя. Более того, этот метод не учитывает и утилизационной стоимости машины. В то же время, установить динамику изменения стоимости машины с возрастом оказывается невозможным без использования информации о сроке её службы. Поэтому далее мы будем считать известным средний срок службы машины.

всего просмотров: 394

Оценка читателей: голосов 0

1. Международные стандарты оценки: вступают в силу 31 января 2020 года / пер. с англ. – Москва: Российское общество оценщиков, 2020. – 193 с.

2. Европейские стандарты оценки 2016 / пер. с англ. А. И. Артеменков ; науч. ред. Г. И. Микерин. – 8-е изд. – Москва : Российское о-во оценщиков, 2017. – 427 с.

3. Вейг, Н. В. Оценка стоимости машин и оборудования: Учебное пособие / Н. В. Вейг Санкт-Петербург.: СПбГУЭФ, 2009. – 124 с.

4. Справочник оценщика машин и оборудования. Корректирующие коэффициенты и характеристики рынка машин и оборудования. Таблицы. Графики / Л. А. Лейфер, Н. Н. Фролова, Д. В. Дюбюк и др. ; под редакцией Л. А. Лейфера ; Приволжский центр методического и информационного обеспечения оценки. – Изд. 2-е. – Нижний Новгород : РИДО, 2019. – 320 с.

5. Лейфер, Л. А. Определение остаточного срока службы машин и оборудования на основе вероятностных моделей / Л. А. Лейфер, П. М. Кашникова // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2008. – №1(76). – с.66-78.

6. Об утверждении Методологических указаний по расчету потребления основного капитала : Приказ Росстата от 09.02.2011 № 32. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультатнтПлюс» (дата обращения: 03.03.2021).

7. Острейковский, В. А. Теория надежности : учебник для студентов высших учебных заведений / В. А. Острейковский. – Москва : Высшая школа, 2003. – 463 с.

8. Система национальных счетов 2008 / Европейская комиссия, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, ООН, Всемирный банк. – Нью-Йорк, 2012. – с. 827.

9. Смоляк, С. А. Зависимость стоимости машин от возраста: проблемы и модели / С. А. Смоляк // Аудит и финансовый анализ. – 2014. – №5. – с. 138-150.

10. Смоляк, С. А. Стоимостная оценка машин и оборудования / С. А. Смоляк // – 2016, М.: Опцион. – 377 с.

11. Смоляк, С. А. О вероятностных моделях для оценки остаточного срока службы и износа машин и оборудования / С. А. Смоляк // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2017. – № 2 (185). – с.75-87.

12. Смоляк, С. А. О динамике обесценения машин со случайным сроком службы / С. А. Смоляк // Труды ИСА РАН. – 2020. – Т. 70, № 1. – с. 55-64

13. Оценка машин и оборудования: учебник / М.А. Федотова, А.П. Ковалёв, А.А. Кушель [и др.]; под ред. М.А. Федотовой. – 2-е изд. – Москва: ИНФРА-М, 2018. – 324 с.

14. Assessors’ Handbook 581. Equipment and Fixtures Index, Percent Good and Valuation Factors // California State Board of Equalization. – January 2020. – URL: https://boe.ca.gov/proptaxes/pdf/ah58120.pdf (дата обращения: 03.03.2021).

15. Assessors’ Handbook 582. The Explanation of the Derivation of Percent Good Factors // California State Board of Equalization. – February 1981. – URL: https://boe.ca.gov/proptaxes/pdf/ah582.pdf (дата обращения: 03.03.2021).

16. Australian System of National Accounts. Concepts, Sources and Methods // Australian Bureau of Statistics. - URL: https://www.abs.gov.au/AUSSTATS/abs@.nsf/Lookup/5216.0Main+Features12015?OpenDocument (дата обращения: 03.03.2021).

17. Expected service lives and depreciation profiles for capital assets : Evidence based on a survey of Norwegian firms / N. Barth, A. Cappelen, T. Skjerpen [and others] // Journal of Economic and social measurement. – 2016. – V. 41. – p. 329-369.

18. Eurostat-OECD survey of national practices in estimating net stock of structures // Organisation for Economic Co-operation and Development. – URL: https://www.oecd.org/sdd/na/Eurostat-OECD-survey-of-national-practices-estimating-net-stocks-structures.pdf (дата обращения: 03.03.2021).

19. Hulten, C. R. The measurement of economic depreciation / C. R. Hulten, F. C. Wykoff // In: Depreciation, Inflation, and the Taxation of Income from Capital / under ed. C.R. Hulten. – January 1981. – p. 81-125.

20. Review of international best practice in the production of productivity statistics. Final report / DIW Econ, London Economics, 2017. – URL: https://www.ons.gov.uk/economy/economicoutputandproductivity/productivitymeasures/articles/reviewofinternationalbestpracticeintheproductionofproductivitystatistics/2018-02-07 (дата обращения: 03.03.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх