The Mansi poet Yu . Shestalov’s linguistic picture of the world (conceptual approach)

 
PIIS271291870019215-2-1
DOI
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Philological Education and Journalism, Surgut State Pedagogical University
Affiliation: Surgut State Pedagogical University
Address: Surgut, Сургут, пр-т Ленина, 13, кв.166
Journal nameRussian Journal of Bilingualism Studies
EditionLanguage conceptualization of the world and bilingualism: problems of interference, linguodidactic and literary discussions
Pages49-53
Abstract

The article describes the conceptual sphere of Yuvan Shestalov’s linguistic worldview. The Mansi poet (1937-2011) created his poetic works in Russian. A number of basic concepts are highlighted, on the basis of which a corpus of his artistic texts is built. The key is the concept of "man". The conceptual analysis allows us to draw a number of conclusions regarding the author's linguistic picture of the world. Concepts in the author's work undergo a number of changes, evolve, moving from the material to the mental sphere.

 

Keywordsmentality, Yugra text, culture of the people, person, concept, symbol, linguistic picture of the world.
Received23.03.2022
Publication date23.03.2022
Number of characters14073
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение
2 Отталкиваясь от анализа художественного текста конкретного автора, мы можем составить его языковую картину мира, определить, как соотносится мировоззрение автора с культурой народа, в котором он был взращен. В этой связи справедливо утверждение А.Н. Семенова, который считает, что при изучении творческого наследия того или иного автора «необходимо обратиться, прежде всего, к тому, каким автор видит окружающий мир, как его воспроизводит, трансформируя его во «вторую реальность», как он создаёт свой «образ мира», свою модель его. Это выяснение вопросов о том, какова картина отдельно взятого произведения или творчества писателя в целом, или доминирующая/второстепенная в пределах одной культурно-исторической эпохи» [9, с.104-105].
3 Методы исследования югорской литературы
4 Д.В. Ларкович, рассуждая о литературе Югры, пишет: «Художественный образ конкретного географического пространства может быть актуализирован как на уровне персональной творческой системы, так и складываться из совокупных усилий целого ряда творческих индивидуальностей, приобретая тем самым характер сверхтекста» [5, с. 42]. В сознании жителей Югры сложился определенный образ края, который мы можем с полной уверенностью назвать художественным. Этот образ находит отражение в произведениях национальных поэтов. Так формируется региональный югорский текст.
5 Отметим, что в Югре действует девять литературных объединений, включающих в себя как состоявшихся и сложившихся поэтов, так и молодых и начинающих авторов: Творческий союз «Элегия» (Югорск), Некоммерческое партнёрство «Содружество писателей Нижневартовска» и Литературное объединение «Замысел» (Нижневартовск), Народный самодеятельный коллектив литературное объединение «Возрождение» (Междуреченский), Литературное объединение «Серебряная Обь» (Октябрьское), Литературное объединение «Логос» (Мегион), Литературное объединение «Кедр» (Советский), Литературное объединение «Северный огонёк» (Сургут), Литературно-творческое объединение «Озарение» (Нефтеюганск) и Городской литературный клуб (объединение) «Няганские родники» (Нягань).
6 Изучив корпус основных текстов югорских авторов, мы пришли к выводу, что, несмотря на разнообразие представленных литературных школ и объединений, можно говорить о включенности рассмотренных произведений в югорский текст, поскольку все они – часть общей концептосферы, охватывающей базовые концепты и периферию.
7 Мы избрали концептуальный анализ как ведущий метод, поскольку он дает возможность охватить максимально возможный круг поэтических текстов, осветить широкий спектр тем и проблем, которые волнуют автора, составить общее представление о языковой картине мира писателя, его интенциях, мотивах, побуждающих к творчеству.
8 Названный анализ все чаще применяется исследователями, поскольку дает возможность увидеть связь между художественным произведением и культурными традициями народа. Поэзия Ю. Шесталова имеет характер космический в том смысле, что создает / воспроизводит модель мира, включающего множество «звуков, красок, жизни растений, животных, человека, жизни уникальной культуры народа манси» [8, с.7] (см. также [6; 10; 11]). На основе концептуального анализа корпуса поэтических текстов Ю. Шесталова мы выделили следующие концепты (ядро и ближайшую периферию), определяющие, с одной стороны, уникальность, а с другой – включенность произведений в региональный (югорский) текст как культурный феномен: нефть, человек, север, снег, огонь (костёр), вода (река, болото), рыба, тайга (лес), олень, зверь, медведь, дети, сердце, земля, природа, ночь, дорога (путь), жизнь.

views: 311

Readers community rating: votes 0

1. Vorkachev S.G. Lingvokul'turologiya, yazykovaya lichnost', koncept: stanovlenie antropocentricheskoj paradigmy v yazykoznanii // Filologicheskie nauki. №1, 2001. S. 64-72.

2. Galyan S. V. Literaturnoe kraevedenie: filologicheskij analiz regional'nogo (yugorskogo) teksta. Tyumen': Aksioma, 2017. 168 s.

3. Gololobov E. I. Konstruirovanie geoistoricheskogo obraza Severa Zapadnoj Sibiri v konce XIX – pervoj treti XX veka v rossijskom (sovetskom) obshchestvennom soznanii // Sovremennaya regionalistika: Sb. statej Vserossijskoj nauchnoj konf-i. Surgut: RIO SurGPI, 2016. S. 258–264.

4. Kosinceva E.V. Hantyjskaya literatura ot istokov do sovremennosti: temy, obrazy, tradicii. Avtoreferat .... kand. filol. nauk. Saransk, 2013. 27 s.

5. Larkovich D. V. «YUgorskij tekst» kak literaturnaya real'nost': k postanovke problemy // Vestnik ugrovedeniya. T. 9. № 1. 2019. S. 40-51.

6. Nad' K. Klich mansijskogo naroda // Dinislamova S.S., Nad' K., CHepkasov YU.V. YUvan SHestalov: issledovaniya fenomena. Hanty-Mansijsk: YUgrafika, 2012. S. 9-28.

7. Polyakova L.V. Filologicheskaya regionalistika v sisteme gumanitarnyh nauk // Filologicheskaya regionalistika. 2015. № 3–4. 161 s.

8. Semenov A.N. Konceptosfera liriki Andreya Tarhanova. Sankt-Peterburg; Hanty-Mansijsk: Literaturnyj fond «Doroga zhizni: Pervyj IPH, 2021. 319 s.

9. Semenov A.N. Hudozhestvennoe prostranstvo i hudozhestvennoe vremya // Filologicheskij vestnik. №1. 2020. S. 104 – 120.

10. CHepkasov E.V. Hudozhestvennoe osmyslenie shamanstva v proizvedeniyah YU.N. SHestalova 1955-1988. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filologicheskih nauk. SPb, RGPU, 2005.

11. SHamburg Dominik Samson Norman de. Slovo, kak put' k samomu sebe // SHestalovskie chteniya: materialy I nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (g. Hanty-Mansijsk, 20–23.09.2017). Hanty-Mansijsk: AO “Izdatel'skij dom “Novosti YUgry”, 2019. S. 58-69.

12. SHestalov YU. Sobranie sochinenij. T.1. S-Pb. – Hanty-Mansijsk, 1997. 480 s.

13. SHestalov YU. Sobranie sochinenij. T.2. S-Pb. Hanty-Mansijsk, 1997. 528 s.

Система Orphus

Loading...
Up