Языковая картина мира мансийского поэта Ю. Шесталова (концептуальный подход)

 
Код статьиS271291870019215-2-1
DOI
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры филологического образования и журналистики
Аффилиация: СурГПУ
Адрес: Сургут, Сургут, пр-т Ленина, 13, кв.166
Название журналаРоссийский журнал исследований билингвизма
ВыпускЯзыковая концептуализация мира и билингвизм: проблемы интерференции, лингводидактические и литературоведческие дискуссии
Страницы49-53
Аннотация

В статье описывается концептосфера языковой картины мира мансийского поэта Ювана Николаевича Шесталова (1937-2011), писавшего на русском языке. Выделяется ряд базовых концептов, на основе которых строится корпус его художественных текстов. Ключевым является концепт «человек». Концептуальный анализ позволяет сделать ряд выводов относительно языковой картины мира автора. Концепты в творчестве автора претерпевают ряд изменений, эволюционируют, переходя из сферы материального в сферу ментального.

 

Ключевые словаменталитет, югорский текст, культура народа, человек, концепт, символ, языковая картина мира.
Получено23.03.2022
Дата публикации23.03.2022
Кол-во символов14073
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение
2 Отталкиваясь от анализа художественного текста конкретного автора, мы можем составить его языковую картину мира, определить, как соотносится мировоззрение автора с культурой народа, в котором он был взращен. В этой связи справедливо утверждение А.Н. Семенова, который считает, что при изучении творческого наследия того или иного автора «необходимо обратиться, прежде всего, к тому, каким автор видит окружающий мир, как его воспроизводит, трансформируя его во «вторую реальность», как он создаёт свой «образ мира», свою модель его. Это выяснение вопросов о том, какова картина отдельно взятого произведения или творчества писателя в целом, или доминирующая/второстепенная в пределах одной культурно-исторической эпохи» [9, с.104-105].
3 Методы исследования югорской литературы
4 Д.В. Ларкович, рассуждая о литературе Югры, пишет: «Художественный образ конкретного географического пространства может быть актуализирован как на уровне персональной творческой системы, так и складываться из совокупных усилий целого ряда творческих индивидуальностей, приобретая тем самым характер сверхтекста» [5, с. 42]. В сознании жителей Югры сложился определенный образ края, который мы можем с полной уверенностью назвать художественным. Этот образ находит отражение в произведениях национальных поэтов. Так формируется региональный югорский текст.
5 Отметим, что в Югре действует девять литературных объединений, включающих в себя как состоявшихся и сложившихся поэтов, так и молодых и начинающих авторов: Творческий союз «Элегия» (Югорск), Некоммерческое партнёрство «Содружество писателей Нижневартовска» и Литературное объединение «Замысел» (Нижневартовск), Народный самодеятельный коллектив литературное объединение «Возрождение» (Междуреченский), Литературное объединение «Серебряная Обь» (Октябрьское), Литературное объединение «Логос» (Мегион), Литературное объединение «Кедр» (Советский), Литературное объединение «Северный огонёк» (Сургут), Литературно-творческое объединение «Озарение» (Нефтеюганск) и Городской литературный клуб (объединение) «Няганские родники» (Нягань).
6 Изучив корпус основных текстов югорских авторов, мы пришли к выводу, что, несмотря на разнообразие представленных литературных школ и объединений, можно говорить о включенности рассмотренных произведений в югорский текст, поскольку все они – часть общей концептосферы, охватывающей базовые концепты и периферию.
7 Мы избрали концептуальный анализ как ведущий метод, поскольку он дает возможность охватить максимально возможный круг поэтических текстов, осветить широкий спектр тем и проблем, которые волнуют автора, составить общее представление о языковой картине мира писателя, его интенциях, мотивах, побуждающих к творчеству.
8 Названный анализ все чаще применяется исследователями, поскольку дает возможность увидеть связь между художественным произведением и культурными традициями народа. Поэзия Ю. Шесталова имеет характер космический в том смысле, что создает / воспроизводит модель мира, включающего множество «звуков, красок, жизни растений, животных, человека, жизни уникальной культуры народа манси» [8, с.7] (см. также [6; 10; 11]). На основе концептуального анализа корпуса поэтических текстов Ю. Шесталова мы выделили следующие концепты (ядро и ближайшую периферию), определяющие, с одной стороны, уникальность, а с другой – включенность произведений в региональный (югорский) текст как культурный феномен: нефть, человек, север, снег, огонь (костёр), вода (река, болото), рыба, тайга (лес), олень, зверь, медведь, дети, сердце, земля, природа, ночь, дорога (путь), жизнь.

всего просмотров: 315

Оценка читателей: голосов 0

1. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. №1, 2001. С. 64-72.

2. Галян С. В. Литературное краеведение: филологический анализ регионального (югорского) текста. Тюмень: Аксиома, 2017. 168 с.

3. Гололобов Е. И. Конструирование геоисторического образа Севера Западной Сибири в конце ХIХ – первой трети ХХ века в российском (советском) общественном сознании // Современная регионалистика: Сб. статей Всероссийской научной конф-и. Сургут: РИО СурГПИ, 2016. С. 258–264.

4. Косинцева Е.В. Хантыйская литература от истоков до современности: темы, образы, традиции. Автореферат .... канд. филол. наук. Саранск, 2013. 27 с.

5. Ларкович Д. В. «Югорский текст» как литературная реальность: к постановке проблемы // Вестник угроведения. Т. 9. № 1. 2019. С. 40-51.

6. Надь К. Клич мансийского народа // Динисламова С.С., Надь К., Чепкасов Ю.В. Юван Шесталов: исследования феномена. Ханты-Мансийск: Юграфика, 2012. С. 9-28.

7. Полякова Л.В. Филологическая регионалистика в системе гуманитарных наук // Филологическая регионалистика. 2015. № 3–4. 161 с.

8. Семенов А.Н. Концептосфера лирики Андрея Тарханова. Санкт-Петербург; Ханты-Мансийск: Литературный фонд «Дорога жизни: Первый ИПХ, 2021. 319 с.

9. Семенов А.Н. Художественное пространство и художественное время // Филологический вестник. №1. 2020. С. 104 – 120.

10. Чепкасов Е.В. Художественное осмысление шаманства в произведениях Ю.Н. Шесталова 1955-1988. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб, РГПУ, 2005.

11. Шамбург Доминик Самсон Норман де. Слово, как путь к самому себе // Шесталовские чтения: материалы I научно-практической конференции с международным участием (г. Ханты-Мансийск, 20–23.09.2017). Ханты-Мансийск: АО “Издательский дом “Новости Югры”, 2019. С. 58-69.

12. Шесталов Ю. Собрание сочинений. Т.1. С-Пб. – Ханты-Мансийск, 1997. 480 с.

13. Шесталов Ю. Собрание сочинений. Т.2. С-Пб. Ханты-Мансийск, 1997. 528 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх