Ньюслор: пандемия COVID-19 в репрезентациях в TikTok

 
Код статьиS086954150017929-1-1
DOI10.31857/S086954150017929-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Европейский университет в Санкт-Петербурге
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№6
Страницы10-23
Аннотация

В статье рассматриваются видеоролики интернет-платформы TikTok в период начала пандемии COVID-19. Автор полагает, что структурные и прагматические особенности роликов можно описать через аналитические концепты “фольклор катастроф” и “ньюслор”. Коронавирусная инфекция в репрезентациях тиктокеров наделяется агентностью, проблемы реализации карантинных мер раскрываются ими через шутки, а обмен новым опытом проживания в условиях самоизоляции становится основным фольклорным паттерном. Анализ контента показывает, что TikTok можно отнести к новому специфическому пространству бытования ньюслора, а фольклор, таким образом, предстает как тип культурной коммуникации. Сама платформа TikTok является культурным ресурсом, который символически выстраивает особое сообщество.  

Ключевые словапандемия коронавируса, фольклор катастроф, интернет-фольклор, интернет-видео, шутки о катастрофе, ньюслор
Дата публикации23.12.2021
Кол-во символов41009
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Пандемия, развернувшаяся после обнаружения в декабре 2019 г. в Китае вируса SARS-CoV-2, стала центральной темой мирового публичного дискурса зимой–весной 2020 г. Прогнозы распространения COVID-19, обсуждение его социально-экономических, политических и прочих последствий, реакция на внутренние меры противодействия инфекции – всем этим пестрили новостные ленты СМИ, социальные сети, повседневные разговоры. Пандемия коронавируса сопровождалась (и до сих пор сопровождается) пандемией разговоров о коронавирусе. При этом особым многообразием форм рефлексии над COVID-19 отмечено интернет-пространство, поскольку именно оно является основной информационной площадкой в настоящее время. За распространением разного вида сведений и слухов о коронавирусе и его последствиях нетрудно следить, ведь практически каждый человек становится включенным наблюдателем, а исследователь, оказавшийся в этой позиции, может заметить, какой фольклорный “бум” вызвала объявленная пандемия. Вирус стал импульсом к бурному росту “народного творчества” по данной тематике: появилось множество слухов, сплетен, анекдотов, шуток, мемов, круговых писем в мессенджерах, песен и т.д., большая часть которых как раз приходится на интернет-пространство. В свете этого исследователь задается вопросами: как описать эти фольклорные интернет-единицы? являются ли они вообще фольклором?
2 В данной статье я бы хотела отразить результаты изучения популярной среди молодежи интернет-платформы TikTok (далее – ТикТок), которые позволяют утверждать, что видеоролики, созданные пользователями этого приложения в начале пандемии, можно аналитически описать с помощью концептов “ньюслор” (newslore) и “фольклор катастроф” (disaster lore). Кроме того, в статье (на примере платформы ТикТок) обсуждаются вопросы: что есть фольклор в современном мире? и как провести границу между фольклором и нефольклором?1 1. Данное мини-исследование было проведено весной 2020 г. С тех пор я как автор пересмотрела свои некоторые теоретические позиции и взгляд на фольклорность в интернет-пространстве, поэтому к своей статье отношусь критически и открыта к диалогу, а также приветствую любую научную дискуссию по поводу содержания этой работы. Хотела бы выразить особую благодарность рецензентам и моим коллегам из Европейского университета, в частности Михаилу Лазаревичу Лурье, который сопровождал меня на всем пути написания текста.
3 Катастрофы и фольклор
4 Что понимается под “фольклором катастроф” (folklore of disaster/disaster lore)? Этот термин, как и многие другие в современной фольклористике, не поддается однозначной трактовке. Однако существуют некоторые характеристики, по которым мы можем отнести изучаемые объекты к единицам фольклора катастроф. Алан Дандес, занимавшийся исследованием циклов “больных шуток” (sick jokes), посвященных теме СПИДа, связывает их с категорией “катастрофа”. Он отмечает, что данные неприличные шутки конституировались как инструмент коллективной ментальной защиты, который помогал людям справиться с наиболее страшными катастрофами – природными и неприродными (Dundes 1987: 73). А Вилли Смит, рассматривавший шутки о крушении шаттла “Челленджер”, подчеркнул, что большинство их было связано со смертью, болезнью, деформацией и вообще катастрофой. Смит (как и Дандес) провел параллель между изучаемой им серией и другими “катастрофными” циклами шуток: во всех случаях отмечалось заимствование традиционных форм2 и мотивов. Появление таких циклов объяснялось тем, что в XX в. чрезвычайно увеличилось число трагедий, которые “доводятся до нашего сведения средствами массовой информации” (Smyth 1986: 250). Таким образом, можно утверждать, что в 1980-е годы аналитическая конструкция фольклора катастроф характеризовалась следующими особенностями: 1) катастрофа служила темой для создания конкретного тематического цикла; 2) возникновение циклов определялось как психологическая реакция общества на катастрофу; 3) в создании циклов участвовал широкий круг пользователей, что обуславливалось новыми особенностями информационного пространства (увеличивающейся ролью СМИ, более детальным освещением произошедшего: событийные подробности, визуальные ряды и проч.); 4) исследовались в основном циклы шуток (jokes). Последняя особенность дискуссионна, поскольку шутки – не единственный жанр, активизирующийся в момент самой катастрофы и во время ее переживания. 2. Под традиционными формами здесь имеются в виду те, что существовали до появления циклов шуток о конкретных катастрофах – в них, независимо от разных тематик и пространств бытования, прослеживалась одинаковая структура (вопросно-ответная шутка; расшифровка аббревиатуры и пр.).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 736

Оценка читателей: голосов 0

1. Архипова А.С., Радченко Д.А. Newslore в советском и постсоветском пространстве: от составителей // Антропологический форум. 2016. №. 31. С. 115–118.

2. Борисов С.Б. Эстетика “черного юмора” в российской традиции // Из истории русской эстетической мысли / Отв. ред. К.Г. Исупов. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. С. 139–153.

3. Бутенко И.А. Из истории “черного” юмора // Социологические исследования. 1994. №. 11. С. 148–153.

4. Лурье М.Л. Садистский стишок в контексте городской фольклорной традиции: детское и взрослое, общее и специфическое // Антропологический форум. 2007. № 6. С. 287–309.

5. Масленикова Н.А. (Не)культурный формат “черного юмора” // Studia Culturae. 2011. № 12. С. 143–151.

6. Панченко А.А. Фольклористика как наука // Первый Всероссийский конгресс фольклористов / Отв. ред. А.С. Каргин. М.: ГРЦРФ, 2005. С. 72–95.

7. Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиция. М.: ОГИ, 2005.

8. Эллис Б. Большой яблочный пирог: роль юмора в глобальном ответе на катастрофу // Фольклор и антропология города. 2019. T. II. № 1–2. С. 27–79.

9. Attardo S., Raskin V. Script Theory Revis(it)ed: Joke Similarity and Joke Representation Model // Humor-International Journal of Humor Research. 1991. Vol. 4. No. 3–4. P. 293–348. https://doi.org/10.1515/humr.1991.4.3-4.293

10. Ben-Amos D. Toward a Definition of Folklore in Context // The Journal of American Folklore. 1971. Vol. 84. No. 331. P. 3–15. https://doi.org/10.2307/539729

11. Dundes A. At Ease, Disease-AIDS Jokes as Sick Humor // American Behavioral Scientist. 1987. Vol. 30. No. 3. P. 72–81. https://doi.org/10.1177/000276487030003006

12. Fialkova L. Chornobyl’s folklore: Vernacular Commentary on Nuclear Disaster // Journal of Folklore Research. 2001. Vol. 38. No. 3. P. 181–204.

13. Frank R. Newslore: Contemporary Folklore on the Internet. Jackson: University Press of Mississippi, 2011.

14. Jania A.E. Beyond Mitigation: The Emotional Functions of Natural Disaster Folklore in Japan. PhD diss. abstract. The Ohio State University, Columbus, 2015.

15. Kuipers G. “Where Was King Kong When We Needed Him?” Public Discourse, Digital Disaster Jokes, and the Functions of Laughter after 9/11 // The Journal of American Culture. 2005. Vol. 28. No. 1. P. 70–84. https://doi.org/10.1111/j.1542-734X.2005.00155.x

16. Marcus O.R., Singer M. Loving Ebola-Chan: Internet Memes in an Epidemic // Media, Culture & Society. 2017. Vol. 39. No. 3. P. 341–356. https://doi.org/10.1177/0163443716646174

17. Obrdlik A.J. “Gallows Humor” – A Sociological Phenomenon // American Journal of Sociology. 1942. Vol. 47. No. 5. P. 709–716. https://doi.org/10.1086/219002

18. Raskin V. Semantic Mechanisms of Humor. Dordrecht: D. Reidel, 1985.

19. Shifman L. An Anatomy of a YouTube Meme // New Media & Society. 2012. Vol. 14. No. 2. P. 187–203. https://doi.org/10.1177/1461444811412160

20. Smyth W. Challenger Jokes and the Humor of Disaster // Western Folklore. 1986. Vol. 45. No. 4. P. 243–260. https://doi.org/10.2307/1499820

Система Orphus

Загрузка...
Вверх