Светский и религиозный Стамбул в турецком кинематографе

 
Код статьиS032150750000695-6-1
DOI10.31857/S032150750000695-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: н.с. МАЭ РАН
Аффилиация: МАЭ РАН
Адрес: Санкт-Петербург, Россия
Аффилиация: МАЭ РАН
Адрес: Санкт-Петербург, Россия
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №9
Страницы73-79
Аннотация

Авторы статьи раскрывают особенности стамбульской светской и религиозной жизни в исторической ретроспективе в преломлении национального кинематографа. В статье делается акцент на многомерности образа Стамбула. Для создателей мейнстрима он остается эквивалентом современного вестернизированного города и одновременно выступает привлекательной декорацией для эпичных исторических полотен. В артхаусе его образ противоречив и зачастую ассоциируется с проявлениями человеком порока и слабости. Для режиссеров-эмигрантов Стамбул приобретает статус символа родины. Немецкие авторы турецкого происхождения регулярно обращаются в своих фильмах к теме стамбульского городского пространства.

Ключевые словаислам, суфизм, национальный кинематограф, Стамбул, Турция, турецкая «Новая волна»
Получено30.09.2018
Дата публикации15.10.2018
Кол-во символов27110
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Стамбул - сердце культурной жизни Турции - стал неотъемлемой частью образа национального кино. «Город не просто место действия или “пассивный” декор. Он оказывает влияние на нарратив и атмосферу фильма, в качестве экстерьерного элемента становится частью кинематографического языка. Города, подобные Берлину, Нью- Йорку, Парижу, Риму и Стамбулу, определяют и [даже] формируют тематическую и стилистичес- кую основы кинокартины» [1, р. 103].
2

СТАМБУЛ И ТУРЕЦКОЕ КИНО

3 История кинематографа в Турции самым тесным образом связана с городской культурой Стамбула. Первый показ в Османской Империи состоялся в 1896 г. во дворце Йылдиз Султана Абдул-Хамида II в Константинополе. Сам Стамбул впервые появится в кино уже в 1986-1987 гг. в хроникальных фильмах-зарисовках, снятых помощником-оператором братьев Люмьер - Промио. Он создал несколько коротких работ о турецкой жизни: «Панорама Босфора», «Панорама Золотого Рога», «Парад турецкой пехоты» и «Турецкая артиллерия». Зарождение собственно турецкого кинематографа связывают с выходом в свет в 1914 г. документальных кадров «Разрушение рус- ского памятника в Сан-Стефано»1. Долгое время посещение показов фильмов в Турции оставалось привилегией богатых людей, однако постепенно ситуация изменилась. Насыщенная событиями история Стамбула в новейшее время нашла отражение в турецкой кинематографии. Стамбул был и остается кинематографической Меккой страны. 1. Православный храм-усыпальница русских воинов был построен в Сан-Стефано (пригород Константинополя) в 1898 г. В храме находилась усыпальница русских воинов, погибших во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. После вступления Турции в Первую мировую войну в 1914 г. храм был взорван, т.к. ассоциировался с поражением и следовательно - позором Турции. В дальнейшем кадры, зафиксировавшие снос памятника, должны были использоваться турецкими властями в качестве военной пропаганды (прим. авт.).
4 Провозглашение в 1923 г. Турецкой республики повлекло за собой перенос столицы в Анкару, символизирующую собой центр национального единства и отречения от прошлого, прочно связанного с главным городом Османской империи - Стамбулом, которому потребовалось чуть больше двух десятилетий, чтобы реабилитировать свой статус. В конце 1940-х гг. развитие капитализма в Турции привело к разрушению феодальных отношений, сковывавших передвижение деревенских жителей по стране. Конец 1950-х гг. явился переломным моментом в судьбе Стамбула. Город стал местом притяжения бедняков из анатолийских деревень (азиатская часть современной Турции), веривших в миф о том, что стамбульские мостовые вымощены не булыжником, а золотом [2].
5 Именно поэтому в 1950-е - 1960-е гг. железнодорожный вокзал Хайдарпаша появлялся во многих турецких лентах. Его перрон - ворота в новую жизнь, двери в мир достатка, комфорта, больших возможностей и больших надежд. Внутренняя миграция деревенского населения в Стамбул была основной темой фильмов того времени. Демографический взрыв 1955-1960-х гг. привел к тому, что в начале 1970-х сюжетные акценты кинокартин смещаются в сторону демонстрации средствами кино попыток нахождения общего языка между приезжими и местными жителями. Однако уже в 1980-е гг. кинематограф концентрируется на индивидууме и личных переживаниях главных героев, лейтмотивом проходит идея о том, что бедность - не порок, а город - зло [1, pp. 104-105].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 606

Оценка читателей: голосов 0

1. Atabey M. Representing a (Post-)Modern City: The Portrayal of Istanbul in Recent Turkish Films // Redefining Modernism and Postmodernism. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2010.

2. Cicekoglu F. Threshold of the City: Haydarpasa Train Station // World Film Locations: Istanbul. Glasgow: Bell &Bain Ltd, 2012.

3. Alkan H. Spatial Realism: From Urban to Rural // New Cinema, New Media: Reinventing Turkish Cinema. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2014.

4. Yanardagoglu E. TV Series and the City: Istanbul as a Market for Local Dreams and Transnational Fantasies // Whose City Is That? Culture, Design, Spectacle and Capital in Istanbul. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2014.

5. Donmez-Colin G. Turkish Cinema: Identity, Distance and Belonging. London: Reaktion Books Ltd, 2008.

6. Jamal A. Bridging Pop Culture and Identity Politics: Fatih Akin’s Road Movie In July // Crossover Cinema: Cross- Cultural Film from Production to Reception. London, NY: Routledge, 2013.

7. Solomon J.L. Borders and Bridges in the Films of Fatih Akin // Zoom In, Zoom Out: Crossing Borders in Contemporary European Cinema. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2007.8.Machtans K. The Perception and Marketing of Fatih Akin in the German Press // Turkish German Cinema in the New Millennium: Sites, Sounds, and Screens. Oxford, New York: Berghahn Books, 2012.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх