Постисламизм: от исламизма к мусульманской демократии? Трансформация исламистских партий Туниса и Марокко

 
Код статьиS032150750021339-4-1
DOI10.31857/S032150750021339-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник, Институт Африки РАН; Ученый секретарь Научного совета РАН по проблемам стран Африки; доцент РУДН
Аффилиация:
Институт Африки РАН
Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №8
Страницы50-58
Аннотация

В статье анализируется трансформация партий политического ислама в Тунисе и Марокко после прихода к власти вследствие революционных событий Арабской весны. Именно тогда, в 2010-х гг., после десятилетий репрессий и изоляции, приверженцы политического ислама получили возможность стать ключевыми игроками на новой политической сцене региона. Политический ислам как современная идеология сталкивается с фундаментально экзистенциальными вопросами о природе и актуальности исламизма как политического проекта, а тема участия исламистов в политической жизни мусульманского мира становится все более актуальной.

В Тунисе и Марокко партии политического ислама получили возможность интеграции и признания на политической арене. Включение исламистов в легальную политическую жизнь способствовало их идеологической и политической трансформации, особенно в отношении таких сложных вопросов, как взаимосвязь между религией и политикой, вопросы индивидуальных свобод, прав человека, меньшинств и женский вопрос.

Для определения произошедших за истекшее десятилетие изменений ученые используют термины «постисламизм» и «неоисламизм». Которые подразумевают трансформацию социально консервативных партий в сторону принятия правил гражданской демократической политической системы и отказа от исламизации общества сверху. Тунисская исламистская партия «Ан-Нахда» и марокканская «Партия справедливости и развития» прошли за истекшее десятилетие в чем-то сходные пути, пройдя через горнило власти и принятия ответственности за происходящие в их странах процессы. Они также продемонстрировали гибкость в поиске компромиссов и проведении разделительных линий между своей деятельностью по религиозной проповеди и политикой. Обе партии продолжают поиски баланса в сочетании правильных доз исламизма, демократии, плюрализма, светскости и национальных интересов.

Ключевые словаполитический ислам, постисламизм, Тунис, Марокко, «Ан-Нахда», «Партия справедливости и развития»
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках гранта РНФ 19-18-00155 «Исламистский экстремизм в контексте международной безопасности: угрозы России и возможности противодействия».
Получено05.05.2022
Дата публикации16.08.2022
Кол-во символов30292
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 305

Оценка читателей: голосов 0

1. Ayoob M. 2010. The Many Faces of Political Islam: Religion and Politics in the Muslim World. Ann Arbor: University of Michigan Press. 213 p.

2. Bayat А. 2007. Making Islam Democratic: Social Movements and the Post-Islamist Turn. Stanford, CA: Stanford University Press. 320 p.

3. Вayat A. 2013. Post-Islamism: The Many Faces of Political Islam. Oxford: Oxford University Press. 368 p.

4. Chamkhi T. 2014. Neo-Islamism in the Post-Arab Spring. Contemporary Politics. № 20 (4). Рp. 453-68.

5. Roy O. 2013. There Will Be No Islamist Revolution. Journal of Democracy. № 24 (1). Рp. 14-19.

6. McCarthy R. 2018. When Islamists lose: The politicization of Tunisia’s Ennahda movement. The Middle East Journal. V. 72. № 3. Pp. 365-384.

7. Ben Salem M. 2018. Fluidité politique et transition incertaine d’Ennahdha vers l’islamo-démocratie. Partis politiques et transitions démocratiques. Tunis, Nirvana 267 p.

8. Pfeifer H. 2019. The Normative Power of Secularism. Tunisian Ennahda’s Discourse on Religion, Politics, and the State (2011-2016). Politics and Religion. V. 12. Issue 3. Pp. 478-500. DOI: https://doi.org/10.1017/S1755048319000075

9. Mahdavi Mojtaba. 2019. Whither Post-Islamism: Revisiting the Discourse/Movement after the Arab Spring. Arab Spring and the Quest for New Metaphors: Modernity, Identity and Change. New York: Palgrave McMillan. Pp. 15-38.

10. Ben Lazreg H. 2021. Post-Islamism in Tunisia and Egypt: Contradictory Trajectories. Religions. № 12 (6). P. 408. DOI: https://doi.org/10.3390/rel12060408

11. Imad Abdul Ghani. 2019. Post-Islamism: Ideological Delusions and Sociological Realities. Contemporary Arab Affairs. № 12. Рр. 3-20.

12. Marks M. 2017. Tunisia. Rethinking Political Islam. New York: Oxford University Press. Рp. 32-53.

13. Bar’el Zvi. 2018. ‘Islamic Party’s Secret Weapon in Tunisia Local Elections: A Jewish Candidate’. Haaretz. February 26. https://www.haaretz.com/middle-east-news/.premium-islamic-party-s-secret-weapon-in-tunisia-elections-a-jewishcandidate-1.5849408 (accessed 23.04.2022)

14. Lafrance C. 2019. Tunisie: Riyada, l’Académie qui prépare la relève d’Ennahdha. JeuneAfrique.com. 21 juillet 2019.

15. Исаев Л.М., Айсин М.Б., Медведев И.А., Коротаев А.В. Исламский терроризм на Ближнем Востоке и его влияние на мировую безопасность. Вестник РУДН. Серия: Политология. 2020. Т. 22. № 4. С. 713-730. DOI: 10.22363/2313-1438-2020-22-4-713-730

16. Хайруллин Т.Р. Постисламизм: особенности, процессы и перспективы. Азия и Африка сегодня. № 9. 2021. С. 34-39. DOI: 10.31857/S032150750016589-9

17. Buehler М. 2013. Safety-Valve Elections and the Arab Spring: The Weakening (and Resurgence) of Morocco’s Islamist Opposition Party. Terrorism and Political Violence. V. 25, № 1. Рр. 137-156. https://doi.org/10.1080/09546553.2013.733274 (accessed 30.04.2022)

18. Исламские радикальные движения на политической карте современного мира. Зона Сахары-Сахеля и Африканский Рог. М., ИАфр РАН, 2020. 210 c.

19. Mohamed Kareem Bokhsas. 2018. Hidden Information in the Relations between the Palace and Islamic Leaders. Jaridat al-Ayam. № 7971. March 15, 2018.

20. Saadeddine Othmani. 2009. Religion and Politics: Distinction, Not Separation. Arab Cultural Center. Dar AlKalema, Cairo. 157 p. (In Arab.)

21. Driss Maghraoui, Saloua Zerhouni. 2014. Searching for Political Normalization: The Party of Justice and Development in Morocco. Islamist Parties and Political Normalization in the Muslim World. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. Рр. 112-133. http://www.jstor.org/stable/j.ctt6wr8hs.8 (accessed 27.04.2022)

22. Mohamed El Hachimi. 2015. Democratization as a Learning Process: The Case of Morocco. The Journal of North African Studies. V. 20. № 5. Рр. 754-769. https://doi.org/10.1080/13629387.2015.1081463

23. Desrues T. 2017. Le tahakkoum et la parlementarisation du régime politique marocain à l’aune des élections de 2016. L’Année du Maghreb. № 17. Рр. 285-309.

24. Morocco: Mohammed VI unhappy with Abdelilah Benkirane. July 20, 2016. http://www.jeuneafrique.com/mag/342177/politique/ maroc-mohammed-vi-mecontent-a-lencontre-dabdelilah-benkirane/ (accessed 28.04.2022)

25. Desrues T. 2018. Le Maroc en 2017: Gouverner la “Monarchie executive” ou les logiques de l’autoritarisme. L’Année du Maghreb. № 19. Рр. 211-232.

26. Tarek Benhada. 2017. Al-Ramid: There May Be Unknown Reasons for Morocco’s Decision to Dismiss Benkirane. Hespress. March 18, 2017. https://www.hespress.com/politique /343267.html (accessed 29.04.2022)

27. Abdul-Wahab Kayyali. 2018. The lessons of history: The PJD and the history of partisan politics in Morocco. The Middle East Institute. https://www.mei.edu/publications/lessons-history-pjd-and-history-partisan-politics-morocco (accessed 30.04.2022)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх