Амбедкар - великий неприкасаемый Индии

 
Код статьиS032150750010110-3-1
DOI10.31857/S032150750010110-3
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Е.С. Юрлова «Б.Р. Амбедкар. Жизнь, творчество, наследие. Создатель конституции Индии. Борец за свободу неприкасаемых» (Отв. ред. Т.Л.Шаумян. М., ИВ РАН, 2020. 292 с.)
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: 
Аффилиация: Липецкий государственный педагогический университет им. П.П.Семенова-Тян-Шанского
Адрес: Российская Федерация, Липецк
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №7
Страницы78-80
Аннотация

  

Аннотация (др.)
Ключевые словаИндия, Бхимрао Рамджи Амбедкар, конституция, неприкасаемые (далиты)
Дата публикации27.08.2020
Кол-во символов14053
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Книга Е.С.Юрловой «Б.Р.Амбедкар. Жизнь, творчество, наследие. Создатель конституции Индии. Борец за свободу неприкасаемых» (Отв. ред. Т.Л.Шаумян. М., ИВ РАН, 2020. 292 с.).

2 В отечественной индологии существует определенный дефицит научных работ, посвященных выдающимся фигурам индийского освободительного движения и государственного становления независимой Индии. Это относится и к ряду представителей долгое время правившей партии Индийский национальный конгресс (ИНК), и к деятелям конфессиональных и кастовых1 объединений таким, как Бхимрао Рамджи Амбедкар. 1. В Древней Индии с возникновением индуизма сложилась варновая система. Варна (буквально «цвет», «качество») понятие, обозначающее основные страты индусского общества, такие как: брахманы высшая варна жрецов, учёных индусов; кшатрии воины, в т.ч. цари-кшатрии; вайшьи земледельцы, торговцы, ремесленники; шудры низшая варна слуг, наемных работников. Внутри стратовых границ каждой из варн образовались многочисленные касты замкнутые эндогамные группы людей, социальные ячейки, соответствующие варновому роду занятий. Их члены в индуизме именовались кастовыми индусами (прим. авт.).
3 В этой связи совершенно очевидны научная востребованность и актуальность монографического исследования ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, кандидата исторических наук Е.С.Юрловой.
4 Автор монографии в своей аннотации к книге указывает на то, что вклад Амбедкара в создание конституции и его борьба против неприкасаемости долгое время находились «в тени» по политическим мотивам. «Даже его имя не упоминалось в политических дискуссиях. Однако с конца 1980-х гг. к наследию Амбедкара стали обращаться разные политические круги в Индии и за ее рубежами. В последующие годы этот интерес многократно усилился. Об Амбедкаре творце конституции и борце за свободу неприкасаемых2 “вспомнили” и стали поднимать его на пьедестал славы». 2. Неприкасаемые индийские парии, изгои, слои общества, выполнявшие тяжелую и грязную физическую работу. Находились вне кастовой системы. По древним религиозным законам индуизма их прикосновение оскверняло ритуальную чистоту кастовых индусов (прим. авт.).
5 Бхимрао Рамджи Амбедкар (1891-1956) один из главных создателей конституции независимой Индии. Эта его политическая ипостась и другие значимые сферы деятельности требовали системного прочтения и привлечения широкого корпуса документов. Книга Е.С.Юрловой научный ответ индолога на эту потребность отечественного востоковедения.
6 Книга обеспечена обширным кругом документов: работами и речами самого Амбедкара, государственными официальными актами, выступлениями премьер-министров Индии Морарджи Десаи (1977-1979) и Вишванатх Пратап Сингха (1989-1990), президента Индии Пранаба Мукхерджи (2012-2017), документами ИНК и организаций далитов3. 3. Б.Р.Амбедкар ввел иное наименование неприкасаемых далиты, или угнетенные (прим. авт.).
7 Е.С.Юрлова задействовала также мемуары первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру (1889-1964), лидера освободительного движения Индии от британского владычества Мохандаса Карамчанда Ганди (1869-1948), деятеля «неприкасаемых» Рам Джагдживана (1908-1986), британца Беверли Николаса, который в качестве корреспондента прожил в Индии с 1939 по 1945 гг. и встречался с Амбедкаром в 1944 г., и многих других. Широко использована индийская публицистика и пресса.
8 В 1-й главе «Семья Амбедкара. Поездка в США. Его библиотека» автор исследует истоки политических, социальных, этнорелигиозных и кастовых, этико-философских взглядов Амбедкара. На становлении и эволюции его взглядов сказались исторические события эпохи: Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 г. в России, Великая депрессия конца 1920-х начала 1930-х гг. на Западе, фашизм и Вторая мировая война, национально-освободительное движение в его родной Индии, обретение ею независимости и раздел страны в 1947 г.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 181

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх