Ambedkar - the great untouchable of India

 
PIIS032150750010110-3-1
DOI10.31857/S032150750010110-3
Publication type Review
Source material for review Е.С. Юрлова «Б.Р. Амбедкар. Жизнь, творчество, наследие. Создатель конституции Индии. Борец за свободу неприкасаемых» (Отв. ред. Т.Л.Шаумян. М., ИВ РАН, 2020. 292 с.)
Status Published
Authors
Occupation: 
Affiliation: Lipetsk State Pedagogical P.Semenov-Tyan-Shansky University
Address: Russian Federation, Lipetsk
Journal nameAsia and Africa Today
EditionIssue 7
Pages78-80
Abstract

  

Abstract (other)
KeywordsIndia, Bhimrao Ramji Ambedkar, Constitution, untouchables
Publication date27.08.2020
Number of characters14053
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Книга Е.С.Юрловой «Б.Р.Амбедкар. Жизнь, творчество, наследие. Создатель конституции Индии. Борец за свободу неприкасаемых» (Отв. ред. Т.Л.Шаумян. М., ИВ РАН, 2020. 292 с.).

2 В отечественной индологии существует определенный дефицит научных работ, посвященных выдающимся фигурам индийского освободительного движения и государственного становления независимой Индии. Это относится и к ряду представителей долгое время правившей партии Индийский национальный конгресс (ИНК), и к деятелям конфессиональных и кастовых1 объединений таким, как Бхимрао Рамджи Амбедкар. 1. В Древней Индии с возникновением индуизма сложилась варновая система. Варна (буквально «цвет», «качество») понятие, обозначающее основные страты индусского общества, такие как: брахманы высшая варна жрецов, учёных индусов; кшатрии воины, в т.ч. цари-кшатрии; вайшьи земледельцы, торговцы, ремесленники; шудры низшая варна слуг, наемных работников. Внутри стратовых границ каждой из варн образовались многочисленные касты замкнутые эндогамные группы людей, социальные ячейки, соответствующие варновому роду занятий. Их члены в индуизме именовались кастовыми индусами (прим. авт.).
3 В этой связи совершенно очевидны научная востребованность и актуальность монографического исследования ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, кандидата исторических наук Е.С.Юрловой.
4 Автор монографии в своей аннотации к книге указывает на то, что вклад Амбедкара в создание конституции и его борьба против неприкасаемости долгое время находились «в тени» по политическим мотивам. «Даже его имя не упоминалось в политических дискуссиях. Однако с конца 1980-х гг. к наследию Амбедкара стали обращаться разные политические круги в Индии и за ее рубежами. В последующие годы этот интерес многократно усилился. Об Амбедкаре творце конституции и борце за свободу неприкасаемых2 “вспомнили” и стали поднимать его на пьедестал славы». 2. Неприкасаемые индийские парии, изгои, слои общества, выполнявшие тяжелую и грязную физическую работу. Находились вне кастовой системы. По древним религиозным законам индуизма их прикосновение оскверняло ритуальную чистоту кастовых индусов (прим. авт.).
5 Бхимрао Рамджи Амбедкар (1891-1956) один из главных создателей конституции независимой Индии. Эта его политическая ипостась и другие значимые сферы деятельности требовали системного прочтения и привлечения широкого корпуса документов. Книга Е.С.Юрловой научный ответ индолога на эту потребность отечественного востоковедения.
6 Книга обеспечена обширным кругом документов: работами и речами самого Амбедкара, государственными официальными актами, выступлениями премьер-министров Индии Морарджи Десаи (1977-1979) и Вишванатх Пратап Сингха (1989-1990), президента Индии Пранаба Мукхерджи (2012-2017), документами ИНК и организаций далитов3. 3. Б.Р.Амбедкар ввел иное наименование неприкасаемых далиты, или угнетенные (прим. авт.).
7 Е.С.Юрлова задействовала также мемуары первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру (1889-1964), лидера освободительного движения Индии от британского владычества Мохандаса Карамчанда Ганди (1869-1948), деятеля «неприкасаемых» Рам Джагдживана (1908-1986), британца Беверли Николаса, который в качестве корреспондента прожил в Индии с 1939 по 1945 гг. и встречался с Амбедкаром в 1944 г., и многих других. Широко использована индийская публицистика и пресса.
8 В 1-й главе «Семья Амбедкара. Поездка в США. Его библиотека» автор исследует истоки политических, социальных, этнорелигиозных и кастовых, этико-философских взглядов Амбедкара. На становлении и эволюции его взглядов сказались исторические события эпохи: Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 г. в России, Великая депрессия конца 1920-х начала 1930-х гг. на Западе, фашизм и Вторая мировая война, национально-освободительное движение в его родной Индии, обретение ею независимости и раздел страны в 1947 г.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 205

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up