«Itinerant court» in Morocco: the unforgotten past

 
PIIS032150750005790-1-1
DOI10.31857/S032150750005790-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Lecturer
Affiliation: Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameAsia and Africa Today
EditionIssue 8
Pages75-79
Abstract

The article is focused on the phenomenon of the itinerant court, or mobile government, in Morocco. This way of ruling the country was known in the Islamic Far West since the Middle Ages. The sultans travelled across the Empire in order to collect the taxes or tribute to hold a court and to arbitrate the conflicts between Moroccan tribes. The itinerant court was an effective mechanism that allowed the sultans to maintain their power in such isolated areas like the Atlas mountains and the Sahara desert.

The author shows that this tradition is still practiced today in Morocco: the king Muhammad VI travels across the country and takes part in different events which are not always of particular importance. This fact demonstrates that the king is eager to be present in everyday life of ordinary Moroccans, and this way of ruling the country goes back to the tradition of his monarchial ancestors. The participation of king in such events like opening a new airport or in a Friday prayer in local mosque allows to maintain his popularity among his subjects.

The phenomenon of «itinerant court» is an example of flexibility of Moroccan traditions, especially the manner of ruling the country. The king shows by his actions that he is open to his people and that the dynasty can adapt itself to the changing world. Moreover, it is supposed that this resilience of the ruling family is one of the main reasons of the political stability in Morocco.  

KeywordsMorocco, tradition, modernisation, «itinerant court», collection of tribute
Publication date10.08.2019
Number of characters16730
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Марокко - страна, расположенная на перекрестке цивилизационных потоков. Ее уникальное географическое положение наложило отпечаток на культуру, которая вобрала в себя элементы европейской, арабской, берберской и африканской культур. В результате многовекового процесса взаимовлияния и синтеза Дальний Магриб стал регионом со своими особыми, самобытными традициями.

2

В марокканской политической, религиозной и культурно-бытовой действительности, как и в других странах Азии и Африки, можно выявить два уровня или пласта - старое (традиция) и новое (новация), которые постоянно наслаиваются друг на друга. При этом многие из этих традиций с течением времени не отмирают, а сохраняются и адаптируются к реалиям современного мира.

3 К подобным явлениям, сочетающим в себе традицию и новацию, относится и феномен марокканской монархии, которая демонстрирует высокий уровень политической устойчивости на фоне прочих режимов в соседних государствах и во многих странах Ближнего Востока. В период борьбы за независимость личность марокканского султана стала символом национально-освободительного движения в Дальнем Магрибе и фактором сплочения народа. Это была черта, специфическая для колониальной истории Марокко, поскольку в других арабских (и не только) странах монархи, как правило, становились союзниками колонизаторов и противниками национально-освободительных движений.
4 Сегодня король по-прежнему сохраняет роль символа единства марокканцев, к тому же в независимом Марокко его полномочия реальны и распространяются на все рычаги управления страной. Однако наиболее примечательно то, что традиционным остается не только сам институт власти, или его форма, но и методы управления, которые применялись марокканскими монархами еще с XVII в. К их числу относится принцип «мобильного управления», или «кочующего двора».
5

«ХОРОШ ТОТ СУЛТАН, ЧЕЙ ТРОН СЕДЛО, А БАЛДАХИН НЕБО…»

С раннего Средневековья территории, которые приходилось контролировать марокканскому правителю, были крайне непростыми для управления: страна разделена горными массивами Рифа и Атласа, а на юге и на юго-востоке простирается пустыня Сахара. Следствием таких экологических условий стало слабое развитие внутрихозяйственных связей, что усугублялось постоянными межплеменными распрями и нежеланием племен подчиняться центральной власти. В связи с этим, как в зарубежной, так и в отечественной историографии сложилась традиция, согласно которой марокканские территории принято разделять на две категории: билад ал-махзен*, т.е. земли, на которых проживали племена, лояльные двору, и билад ас-сиба** территория, где власть махзена оспаривалась.

* Махзен (араб. «казна», «хранилище») - комплексное понятие, включающее в себя как двор султана (или султанскую администрацию), так и сеть неформальных взаимоотношений двора с региональными элитами (прим. авт.). ** Билад ас-сиба (араб. «бунтарство») - «земля воли» (прим. авт.).
6 В периоды затяжных политических кризисов власть двора ослабевала. Тогда сиба снова вытесняла махзен и «расползалась» по марокканской территории. В этих условиях завоевать эти труднодоступные и разрозненные районы было недостаточно: для управления ими необходимо было вырабатывать особые принципы контроля, в т.ч. неформальные. Одним из таких эффективных механизмов стало «мобильное управление», которое предполагало постоянное перемещение султана со своей свитой по стране [1, с. 288].

Number of purchasers: 2, views: 703

Readers community rating: votes 0

1. Kubbel L.Ye. 1974. The Songhay Empire. Some Experience of an Investigation of Its Socio-Political Structure. M. (In Russ.)

2. Kobishchanov Yu.M. 1995. Poludiye: a Phenomenon of Russian and Universal History of Civilizations. M. (In Russ.)

3. Ivanov N.A. 2008. The Free and Duty Tribes of North Africa in XIV cent. M. (In Russ.)

4. Al-Nasiri A.A. The Book of Examination of Findings about the Dynasties of the Far Maghrib. Casablanca: Dar al-kitab, 1954-1956. V. 8. 200 p. (In Arab.)

5. Orlov V.V. 2004. The Worship of Nature in the «Popular Islam» in Maghrib [XVIII-XIX]. M. (In Russ.)

6. Al-Qadiri M.T. The Chronicles of the Life of People of XI-XII centuries. Publ. by M. Hajji and A. at-Tawfiq. Rabat: Maktabat at-Talib, 1986. V. 4 (In Arab.)

7. Ad-Dou'ayf ar-Rabati M. A. History of Du'ayf ar-Rabati. History of the Blessed Alawi Dynasty from its Founding to the End of Mawlay Sulayman's Reign (1043/1633-1238/1812). Casablanca: Dar al-Ma'sourat, 1988. V.1 (In Arab.)

8. Ayash J. 1982. The Study of Moroccan History. M. (In Russ.)

9. Aubin E. Le Maroc d’aujourd’hui. Paris: Armand Colin, 1904. 500 p.

10. MusatovaT.L. 1990. RussiaMorocco: the Far and Close Past. The Essay of History of The Russian-Moroccan Relations in XVIII - Early XIX cent. M. (In Russ.)

11. Harris W.B. Tafilet. The Narrative of a Journey of Exploration in The Atlas Mountains and The Oases of The NorthWest Sahara. Edinburgh and London: W. Blackwood & Sons, 1895. 386 p.

12. Bergue M. The Description of a Captivity in The Kingdom of Fas - Memories of a Swedish Captive About the Days of The Sultan Mawlay Abdallah. Trans. From Swedish by Abd R. Hazal. Casablanca: Ifriqya al-Sharq. 2011. 185 pp. (In Arab.)

13. Dakhlia J. Dans la mouvance du prince: la symbolique du pouvoir itinérant au Maghreb // Annales. Economies, sociétés, civilisations. 1988, № 3. Pp. 735-760.

14. Sukhov N.V. 2013. «The Political Spring» in Morocco. M. (In Russ.)

15. Hassan II. La Mémoire d’un roi. Entretiens avec Eric Laurent. Librarie Plon, 1993. 305 p.

16. SM le Roi pose la première pierre d’un nouveau terminal à l’aéroport de Rabat-Salé et lance la nouvelle génération des avions de la RAM // MAP Express. 19.12.2018 - http://www.mapexpress.ma/actualite/activites-royales/sm-roi-pose-premiere-pierredun-nouveau-terminal-laeroport-rabat-sale-lance-nouvelle-generation-avions-ram/ (accessed 15.01.2019)

17. Mohamed VI, l’absentéisme déconcertant du roi du Maroc // Le libre penseur.org. 24.08.2018 - https://www.lelibrepenseur.org/mohamed-vi-labsenteisme-deconcertant-du-roi-du-maroc/ (accessed 12.01.2019)

18. Mohammed VI et son château picard: entre Histoire et petits secrets // Le Point. 27.08.2017 - https://www.lepoint.fr/s ociete/mohammed-vi-et-son-chateau-picard-entre-histoire-et-petits-secrets-25-08-2017-2152180_23.php (accessed 12.01.2019)

19. Mohammed VI, le roi «virtuel» du Maroc // Middle East Eye. 30.03.2018 - https://www.middleeasteye.net/fr/ reportages/mohammed-vi-le-roi-virtuel-du-maroc-669050659 (accessed 12.01.2019)

20. Orlov V.V. 1998. Traditional Social Organization of Alawi Morocco (The Middle XVIII - Early XIX cent.). Conceptions - Structures - Interrelations. M. (In Russ.)

21. Abitlol M. Histoire du Maroc. Paris: Perrin, 2009. 673 p.

22. Terrasse H. L’histoire du Maroc des origines a l’établissement du Protectorat français. Casablanca, Editions Atlantides, Vol. 1-2. 1950. 401+509 pp.

23. Hammoudi A. Master and Disciple: the Cultural Foundations of Moroccan Authoritarianism. Chicago: The University of Chicago Press, 1997. 222 p.

24. Les 7 plus beaux palais du Roi Mohammed VI en images // WLB - https://www.welovebuzz.com/les-7-plus-beauxpalais-du-roi-mohammed-vi-en-images/ (accessed 14.01.2019)

25. SM le Roi, Amir Al Mouminine, accomplit la prière du Vendredi à la mosquée Son Altesse la Princesse Lalla Latifa à Salé // Maroc.ma. 18.05.2018 - http://www.maroc.ma/fr/activites-royales/sm-le-roi-amir-al-mouminine-accomplit-la-priere-duvendredi-la-mosquee-son-altesse (accessed 21.07.2018)

26. SM le Roi, Amir Al Mouminine, accomplit la prière du Vendredi à la mosquée Tayba à Sala Al Jadida // Maroc.ma. 08.06.2018 - http://www.maroc.ma/fr/activites-royales/sm-le-roi-amir-al-mouminine-accomplit-la-priere-du-vendredi-la-mosquee-taybasala (accessed 23.07.2018)

27. SM le Roi, Amir Al Mouminine, accomplit la prière du Vendredi à la mosquée Al Ikhlass à Casablanca //Maroc.ma. 01.06.2018 - http://www.maroc.ma/fr/activites-royales/sm-le-roi-amir-al-mouminine-accomplit-la-priere-du-vendredi-lamosquee-al-ikhlass (accessed 25.07.2018)

28. SM le Roi Mohammed VI, Amir Al Mouminine, accomplit la prière du vendredi à la mosquée Annasr à Marrakech // MAP Express. 23.12.2016 - http://www.mapexpress.ma/actualite/activites-royales/sm-le-roi-mohammed-vi-amir-al-mouminineaccomplit-la-priere-du-vendredi-a-la-mosquee-annasr-a-marrakech/ (accessed 20.01.2019)

Система Orphus

Loading...
Up