«Кочующий двор» в Марокко: незабытое старое

 
Код статьиS032150750005790-1-1
DOI10.31857/S032150750005790-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший преподаватель
Аффилиация: Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В.Ломоносова
Адрес: РФ, 103917, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 1
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №8
Страницы75-79
Аннотация

В статье рассматривается феномен мобильного управления в Марокко, который был известен еще со Средних веков. Принцип мобильного управления, или «кочующего двора», предполагавший постоянные перемещения правителя по стране, не потерял своей актуальности и сегодня: современные марокканские монархи - король Мухаммад VI, как и его покойный отец Хасан II, - широко используют этот метод для поддержания своей популярности в глазах народа и демонстрируют свою готовность принимать участие в жизни своих подданных. 

Ключевые словаМарокко, «кочующий двор», традиция, новация, полюдье
Дата публикации10.08.2019
Кол-во символов16730
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Марокко - страна, расположенная на перекрестке цивилизационных потоков. Ее уникальное географическое положение наложило отпечаток на культуру, которая вобрала в себя элементы европейской, арабской, берберской и африканской культур. В результате многовекового процесса взаимовлияния и синтеза Дальний Магриб стал регионом со своими особыми, самобытными традициями.

2

В марокканской политической, религиозной и культурно-бытовой действительности, как и в других странах Азии и Африки, можно выявить два уровня или пласта - старое (традиция) и новое (новация), которые постоянно наслаиваются друг на друга. При этом многие из этих традиций с течением времени не отмирают, а сохраняются и адаптируются к реалиям современного мира.

3 К подобным явлениям, сочетающим в себе традицию и новацию, относится и феномен марокканской монархии, которая демонстрирует высокий уровень политической устойчивости на фоне прочих режимов в соседних государствах и во многих странах Ближнего Востока. В период борьбы за независимость личность марокканского султана стала символом национально-освободительного движения в Дальнем Магрибе и фактором сплочения народа. Это была черта, специфическая для колониальной истории Марокко, поскольку в других арабских (и не только) странах монархи, как правило, становились союзниками колонизаторов и противниками национально-освободительных движений.
4 Сегодня король по-прежнему сохраняет роль символа единства марокканцев, к тому же в независимом Марокко его полномочия реальны и распространяются на все рычаги управления страной. Однако наиболее примечательно то, что традиционным остается не только сам институт власти, или его форма, но и методы управления, которые применялись марокканскими монархами еще с XVII в. К их числу относится принцип «мобильного управления», или «кочующего двора».
5

«ХОРОШ ТОТ СУЛТАН, ЧЕЙ ТРОН СЕДЛО, А БАЛДАХИН НЕБО…»

С раннего Средневековья территории, которые приходилось контролировать марокканскому правителю, были крайне непростыми для управления: страна разделена горными массивами Рифа и Атласа, а на юге и на юго-востоке простирается пустыня Сахара. Следствием таких экологических условий стало слабое развитие внутрихозяйственных связей, что усугублялось постоянными межплеменными распрями и нежеланием племен подчиняться центральной власти. В связи с этим, как в зарубежной, так и в отечественной историографии сложилась традиция, согласно которой марокканские территории принято разделять на две категории: билад ал-махзен*, т.е. земли, на которых проживали племена, лояльные двору, и билад ас-сиба** территория, где власть махзена оспаривалась.

* Махзен (араб. «казна», «хранилище») - комплексное понятие, включающее в себя как двор султана (или султанскую администрацию), так и сеть неформальных взаимоотношений двора с региональными элитами (прим. авт.). ** Билад ас-сиба (араб. «бунтарство») - «земля воли» (прим. авт.).
6 В периоды затяжных политических кризисов власть двора ослабевала. Тогда сиба снова вытесняла махзен и «расползалась» по марокканской территории. В этих условиях завоевать эти труднодоступные и разрозненные районы было недостаточно: для управления ими необходимо было вырабатывать особые принципы контроля, в т.ч. неформальные. Одним из таких эффективных механизмов стало «мобильное управление», которое предполагало постоянное перемещение султана со своей свитой по стране [1, с. 288].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 651

Оценка читателей: голосов 0

1. Куббель Л.Е. Сонгайская держава. Опыт исследования социально-политического строя. М., Наука, 1974. 430 с.

2. Кобищанов Ю.М. Полюдье: явление отечественной и всемирной истории цивилизаций. М., РОССПЭН. 1995. 319 с.

3. Иванов Н.А. Свободные и податные племена Северной Африки в XIV в. // Труды по истории исламского мира. М., Вост. лит., 2008. С. 94-124.

4. Al-Nasiri A.A. The Book of Examination of Findings about the Dynasties of the Far Maghrib. Casablanca: Dar al-kitab, 1954-1956. V. 8. 200 p. (In Arab.)

5. Орлов В.В. Поклонение силам природы в магрибинском «народном исламе» (XVIII-XIX вв.) // Человек и Природа в духовной культуре Востока. М., ИВ РАН, Крафт+, 2004. С. 221-242.

6. Al-Qadiri M.T. The Chronicles of the Life of People of XI-XII centuries. Publ. by M. Hajji and A. at-Tawfiq. Rabat: Maktabat at-Talib, 1986. V. 4 (In Arab.)

7. Ad-Dou'ayf ar-Rabati M. A. History of Du'ayf ar-Rabati. History of the Blessed Alawi Dynasty from its Founding to the End of Mawlay Sulayman's Reign (1043/1633-1238/1812). Casablanca: Dar al-Ma'sourat, 1988. V.1 (In Arab.)

8. Аяш Ж. Очерки марокканской истории. Пер. с франц. С.П.Гавриша. М., Прогресс, 1982. 384 с.

9. Aubin E. Le Maroc d’aujourd’hui. Paris: Armand Colin, 1904. 500 p.

10. Мусатова Т.Л. Россия-Марокко: далекое и близкое прошлое. Очерки истории русско-марокканских связей в XVIII - начале XIX в. М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. 204 с.

11. Harris W.B. Tafilet. The Narrative of a Journey of Exploration in The Atlas Mountains and The Oases of The NorthWest Sahara. Edinburgh and London: W. Blackwood & Sons, 1895. 386 p.

12. Bergue M. The Description of a Captivity in The Kingdom of Fas - Memories of a Swedish Captive About the Days of The Sultan Mawlay Abdallah. Trans. From Swedish by Abd R. Hazal. Casablanca: Ifriqya al-Sharq. 2011. 185 pp. (In Arab.)

13. Dakhlia J. Dans la mouvance du prince: la symbolique du pouvoir itinérant au Maghreb // Annales. Economies, sociétés, civilisations. 1988, № 3. Pp. 735-760.

14. Сухов Н.В. «Политическая весна» в Марокко // Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. Арабский мир после арабской весны. Отв. ред. А.В.Коротаев, Л.М.Исаев, А.Р.Шишкина. М., ЛЕНАНД, 2013. 420 с.

15. Hassan II. La Mémoire d’un roi. Entretiens avec Eric Laurent. Librarie Plon, 1993. 305 p.

16. SM le Roi pose la première pierre d’un nouveau terminal à l’aéroport de Rabat-Salé et lance la nouvelle génération des avions de la RAM // MAP Express. 19.12.2018 - http://www.mapexpress.ma/actualite/activites-royales/sm-roi-pose-premiere-pierredun-nouveau-terminal-laeroport-rabat-sale-lance-nouvelle-generation-avions-ram/ (accessed 15.01.2019)

17. Mohamed VI, l’absentéisme déconcertant du roi du Maroc // Le libre penseur.org. 24.08.2018 - https://www.lelibrepenseur.org/mohamed-vi-labsenteisme-deconcertant-du-roi-du-maroc/ (accessed 12.01.2019)

18. Mohammed VI et son château picard: entre Histoire et petits secrets // Le Point. 27.08.2017 - https://www.lepoint.fr/s ociete/mohammed-vi-et-son-chateau-picard-entre-histoire-et-petits-secrets-25-08-2017-2152180_23.php (accessed 12.01.2019)

19. Mohammed VI, le roi «virtuel» du Maroc // Middle East Eye. 30.03.2018 - https://www.middleeasteye.net/fr/ reportages/mohammed-vi-le-roi-virtuel-du-maroc-669050659 (accessed 12.01.2019)

20. Орлов В.В. Традиционная социальная организация Алауитского Марокко (середина XVIII - начало XIX века). Концепции - структуры - взаимосвязи. М., Древо жизни, 1998. 172 с.

21. Abitlol M. Histoire du Maroc. Paris: Perrin, 2009. 673 p.

22. Terrasse H. L’histoire du Maroc des origines a l’établissement du Protectorat français. Casablanca, Editions Atlantides, Vol. 1-2. 1950. 401+509 pp.

23. Hammoudi A. Master and Disciple: the Cultural Foundations of Moroccan Authoritarianism. Chicago: The University of Chicago Press, 1997. 222 p.

24. Les 7 plus beaux palais du Roi Mohammed VI en images // WLB - https://www.welovebuzz.com/les-7-plus-beauxpalais-du-roi-mohammed-vi-en-images/ (accessed 14.01.2019)

25. SM le Roi, Amir Al Mouminine, accomplit la prière du Vendredi à la mosquée Son Altesse la Princesse Lalla Latifa à Salé // Maroc.ma. 18.05.2018 - http://www.maroc.ma/fr/activites-royales/sm-le-roi-amir-al-mouminine-accomplit-la-priere-duvendredi-la-mosquee-son-altesse (accessed 21.07.2018)

26. SM le Roi, Amir Al Mouminine, accomplit la prière du Vendredi à la mosquée Tayba à Sala Al Jadida // Maroc.ma. 08.06.2018 - http://www.maroc.ma/fr/activites-royales/sm-le-roi-amir-al-mouminine-accomplit-la-priere-du-vendredi-la-mosquee-taybasala (accessed 23.07.2018)

27. SM le Roi, Amir Al Mouminine, accomplit la prière du Vendredi à la mosquée Al Ikhlass à Casablanca //Maroc.ma. 01.06.2018 - http://www.maroc.ma/fr/activites-royales/sm-le-roi-amir-al-mouminine-accomplit-la-priere-du-vendredi-lamosquee-al-ikhlass (accessed 25.07.2018)

28. SM le Roi Mohammed VI, Amir Al Mouminine, accomplit la prière du vendredi à la mosquée Annasr à Marrakech // MAP Express. 23.12.2016 - http://www.mapexpress.ma/actualite/activites-royales/sm-le-roi-mohammed-vi-amir-al-mouminineaccomplit-la-priere-du-vendredi-a-la-mosquee-annasr-a-marrakech/ (accessed 20.01.2019)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх