Libya: Islamic Factor after Qaddafi

 
PIIS032150750004376-5-1
DOI10.31857/S032150750004376-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow State Institute for International Relations (MGIMO-University)
Journal nameAsia and Africa today
EditionIssue 4
Pages2-8
Abstract

The article examines a role of Islamic factor in Libya at the new post-Qaddafi era after the victory of the February Revolution. The collapse of state and military structures after the start of the “February 17 Revolution” in the course of an internal conflict with the participation of NATO, followed by civil strife among local armed groups led to a disrupt of the vertical of a single power and disintegration of the state. As a result, since the summer of 2014, diarchy reigns in the country with opposing «poles» of the administration. One is in Tripoli in the west and the other in Tobruk in the east, each with its own government, parliament and power block.

The article deals mainly with background of the political Islam and its contemporary branches in this country. Islamic component during the uprising against colonel Qaddafi regime is analyzed. The article covers ongoing activations of Islamists during the last eight years, their relations with other social forces and perspectives of this phenomena in the Libyan future. A nature of arguments and rhetoric propagated by local Islamists is closely examined.

The author esteems that within the concurrence on vision space in Libya political Islam will be henceforth present. Consequently, differentiation of trends inside this phenomenon, alignment between its moderate and extreme fractions will be going on.

Secular-liberal thinking has not yet became an competitive power in this country due to archaic social relations and excessive religion traditions which are very strong.

KeywordsArab spring, revolution, Islam, Qaddafi, Brothers-Moslems, NATO, Islamism, ethnic composing
Received21.04.2019
Publication date29.04.2019
Number of characters27462
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Место и влияние исламского фактора в Ливии в период после свержения М. Каддафи осенью 2011 г. видятся через призму глубокого кризиса во всех сферах жизни и развития, который страна переживает последние годы вслед за приходом к власти новых сил.
2 Крушение государственных и военных структур после начала «Революции 17 февраля» в ходе внутреннего конфликта при участии НАТО, а затем междоусобица местных вооруженных групп привели к коллапсу вертикали единой власти и дезинтеграции государства.
3 В итоге, с лета 2014 г. в стране царит двоевластие с противостоящими друг другу «полюсами» администрации. Один – в Триполи на западе и другой – в Тобруке на востоке, каждый со своим правительством, парламентом и силовым блоком.
4 Население современной Ливии исповедует ислам суннитского толка. Особенность страны в том, что на ее огромной, в основном пустынной территории с редким населением издавна существовали религиозно-суфийские братства1 по имени их основателей. Это – Сенусия, Заррукия, Кадирия и т.д. Среди них доминирует орден сенуситов2. 1. Суфизм – это особое мистико-аскетическое течение в исламе. Его последователи считают возможным непосредственное духовное общение человека с божеством, достигаемое путем длительных специальных практик (прим. ред.).

2. Сенусия – суфийский религиозно-политический орден (тарикат) в Ливии и Судане. Нацелен на «преодоление упадка исламской мысли и духовности», на укрепление мусульманского политического единства. Сенуситы выступают за возвращение к «изначальной чистоте ислама», пытаются устранить противоречия между мусульманами, стремясь «очистить духовную и обрядовую практику религии от поздних нововведений и излишеств» (прим. ред.).
5 Основавший его в ХIХ в. Мухаммед Ас-Сенуси (1787-1857) выступал за возвращение к первоначальному исламу и соединение духовной и светской власти в одном лице. Он заложил ядро государственности Ливии. Его внук Идрис Ас-Сенуси в 1951 г. возглавил Соединенное Королевство Ливии и был в 1969 г. свергнут Муаммаром Каддафи.
6 В стране есть последователи ибадизма. Это течение ислама вышло из рядов хариджитов. Они представляли собой крайнюю секту, не согласившуюся с расколом общины на шиитов и суннитов в VII в. н.э. из-за принципа наследования власти после смерти пророка Мухаммеда.
7 Сегодня этот толк исповедует около 10% жителей страны, живущих, в основном, в бербероязычных анклавах: горы Нефуса, гг. Каляа, Ифрен, Джаду, Налут, Зувара и т.д.
8 Ливия сочетает религиозное разнообразие с пестрым родоплеменным составом населения. 85% ее жителей имеют племенные корни. Число племен – более 100. У них еще живуч дух «асабии» (коллективная солидарность и племенная исключительность). У некоторых племен есть свои святые, могилам которых они поклоняются и которые находятся в зонах их исторического обитания.
9 М.Каддафи (в 1969-2011 гг.) своей главной целью ставил строительство единого современного государства. Вызовы, стоявшие на этом пути, во многом были предопределены сложившимся веками менталитетом племен с их мятежным характером, отвергавшим любые попытки поставить их под контроль центра.
10 В своей политике лидер делал ставку на два фактора. Первый – это очищенный от наслоений обскурантизма, часто ассоциировавшийся с личностью вождя, официальный ислам. Каддафи позиционировал себя ревностным верующим, ввел «сухой» закон, вплоть до применения смертной казни за его нарушение, и другие строгости.
11 Второй фактор – надплеменной ливийский национализм, опиравшийся на концепцию «Джамахирии» (государства масс). В ее рамках культивировалось единомыслие, утверждалось общегражданское сознание, преданность авторитарному лидеру.

Number of purchasers: 2, views: 428

Readers community rating: votes 0

1. The leader of Muslim Brotherhood organization in Libya:Senussia is a basic fundament (In Arab.) - http://www.middleeast-online.com/?id=149912 (accessed 23.02.2013)

2. Aly Al-Lyafy: Mosaic of Islamic organizations and parties in Libya (In Arab.) - https://www.almagharebi.net/2018/01/10/2 (accessed 20.04.2018); Aly Abu Zeid: Conflicts on social justice ground inside the political Islam trend (In Arab.) - http://www.minbarli bya.org/?p=10698 (accessed 16.04.2018)

3. Omar Ashour: Libyan islamists unpacked: rise, transformation, and future - https://www.brookings.edu/research/libyan-islamists-unpacked-rise-transformation-and-future/ (accessed 02.05.2012)

4. Al-Hasan Al-Alyawi: Libya…Reading of military engagement with the political polarization (In Arab.) - Jazeera.net/ar/reports/2017/03/170309110422597.html (accessed 09.03.2017)

5. Mary Fitzgerald: Jihadists in Libya - http://en.minbarlibya.org/2018/01/01/jihadists-in-libya// (accessed 01.01.2018)

6. Frederic Wehrey and Katherine Pollock: The Sufi-Salafi Rift - http://en.minbarlibya.org/2018/01/24/the-sufi-salafirift/ (accessed 24.01.2018)

7. Al-Madkhaly branch of Islam in Libya is a striking religious and military force ran by general Khaftar (In Arab.) - https://www.alaraby.co.uk/politics/2017/2/6 (accessed 07.02.2017)

8. Saudi Arabia kingdom “cuts language” of Sheikh Rabia Al-Madkhaly-Aljazair24 (In Arab.) - http://aljazair24.com/featured/40310.html (accessed 22.02.2017)

9. Sharp rise in civilian casualties across Libya in January: UNSMIL report - https://www.libyaherald.com/2018/02/02/sharp-rise-in-civilian-casualties-across-libya-in-january-unsmil-report/ (accessed 02.02.2018)

10. Liviya tri goda spustya. (Libya three years later) (In Russ.) - https://ru.journal-neo.org/2014/02/20/liviya-tri-godaspustya/ (accessed 20.02.2014)

11. Libye: la minorité chrétienne craint la montée du fondamentalisme musulman - http://www.lepoint.fr/societe/libye-la-minoritechretienne-craint-la-montee-du-fondamentalisme-musulman-10-02-2013-1625932_23.php (accessed 10.02.2013)

12. SMI: Bolee 30 chelovek pogibli v rezul'tate napadeniya v Mali. (More than thirty people lost their life in result of attack in Mali) (In Russ.) - https://russian.rt.com/world/news/507851-30-pogibli-mali (accessed 28.04.2018)

13. Johannes Saal: The Islamic State’s Libyan External Operations Hub: The Picture So Far - https://ctc.usma.edu/theislamic-states-libyan-external-operations-hub-the-picture-so-far/ (accessed 03.12.2017)

14. Aaron Y. Zelin: The Others: Foreign Fighters in Libya - http://www.washingtoninstitute.org/policyanalysis/view/the-others-foreign-fighters-in-libya-and-the-islamic-state/ (accessed 12.01.2018)

15. A.H.Shammata: the political Islam in Libya (In Arab.) - http://www.eanlibya.com/archives/163382 (accessed 18.03.2018)

16. Sondage d’opinion dans l’Ouest de la Libye - http://www.newlibya.net/?p=21706&lang=fr (accessed 19.10.2017)

17. Libya is second worst in world for doing business - https://www.libyaherald.com/2017/12/20/forbes-magazine/ (accessed 20.12.2017)

Система Orphus

Loading...
Up