Who is changing a changing world? On the subjects and agents of strategic communications.

 
PIIS207751800006883-0-1
DOI10.18254/S207751800006883-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameArtificial Societies
Edition
Abstract

of communication, on the other, is not always the same. Further various combinations of activities and corresponding variants of communications are considered. The latter, in turn, are derived from the reflection by the participants of communications of their actual and potential position in the processes of changing society. From the same reflection follows the attitude of the actor of strategic communications to the audience and the attitude of the audience to the actor (agent). The conclusion is an internally contradictory tendencies of the communicative process: the objective growth possibilities of the agency of the participants is accompanied by their mutual attempts at manipulation ‑ and the result is negated.

Keywordsactor, agent, object, strategy, forecast, communications, future
Received19.08.2019
Publication date10.09.2019
Number of characters36507
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 «…Когда у современного человека возникают размышления о себе как источнике своей активности и особенно, конечно, своей внутренней психической активности, эта наивная попытка увидеть самого себя как объект становится источником горького сознания неуловимости своего "я". Всякая попытка быстро обернуться на себя, чтобы увидеть себя в момент инициации действия, обнаруживает только неостывший след деятельности и никогда самого деятеля» П. Я. Гальперин.
2

Введение

3 Изменения, происходящие в мире и формирующие картину будущего, по-своему интересны каждому. Для тех, кто моложе, это предмет практического интереса: бо́льшая часть их жизненной траектории пока еще простёрта в будущее. Для тех, кто старше, это, скорее, предмет любопытства: что же ещё мы успеем увидеть? В любом случае прогнозы и виды на будущее окрашены личным к нему отношением и отчасти поэтому редко сбываются. Но не только поэтому. Два года назад мы уже высказывали мысль о том, что причиной спада «футуристического энтузиазма» явилось несовершенство методик социального проектирования и прогнозирования. [30, стр. 67]
4 В свете этого обещают быть интересными и любопытными как итоги реализации среднесрочных стратегий1, (особенно в сравнении с прогнозами), так и объяснения и оправдания тех, кто занимался их разработкой, принятием и реализацией. В любом случае нас ждет интересное с точки зрения исследования время и неизбежная рефлексия на тему стратегий и прогнозов. Результат её, надо надеяться, поможет сделать шаг от фантазийного и/или основанного на политической целесообразности визионерства (что практически одно и то же) к научно обоснованным стратегиям. 1. Например, «Стратегия-2020»
5 Постановка проблемы
6 Участие в различных конференциях и семинарах, посвященных стратегическим коммуникациям и смежным с ними темам [34] [36], позволило нам сделать два наблюдения. Первое было вполне ожидаемым: многие исследователи уже давно сетуют на «смысловую размытость» [33, стр. 5] понятия «стратегические коммуникации», трактуемого совершенно по-разному – от глобального воздействия на разные страны и регионы до интегрированных рыночных коммуникаций, осуществляемых отдельной (пусть и достаточно крупной) корпорацией.
7 Такая полисемия обусловлена как генетически, так и функционально. Термин «стратегические коммуникации» («стратком») пришел к нам из американского политического лексикона – в первую очередь из Госдепартамента и Департамента обороны (бывшее Минобороны США). В ежемесячно обновляемом словаре военных и смежных терминов (Department of Defense Dictionary of Military and Associated Terms) Департамент обороны определяет стратегические коммуникации (SC) следующим образом: «…Целенаправленные усилия правительства Соединенных Штатов по пониманию и привлечению ключевых аудиторий к созданию, укреплению или сохранению условий, благоприятных для продвижения интересов, политики и целей правительства Соединенных Штатов, посредством использования скоординированных программ, планов, тем, посланий и продуктов, синхронизированных с действиями всех инструментов государственной власти» [44] 2. Кстати, этот термин появился, по нашим наблюдениям, лишь в ноябре 2010 года (выпуск от 08.11.2010). 2. Strategic communication — Focused United States Government efforts to understand and engage key audiences to create, strengthen, or preserve conditions favorable for the advancement of United States Government interests, policies, and objectives through the use of coordinated programs, plans, themes, messages, and products synchronized with the actions of all instruments of national power. Also called SC. (JP 5-0)

views: 831

Readers community rating: votes 0

1. Alimuradov M.K., Vlasyuk L.I. Strategirovanie — novaya oblast' professional'nykh znanij.// Upravlencheskoe konsul'tirovanie, № 11, 2017. s.154-159

2. Bestuzhev-Lada I.V. Teoreticheskie voprosy normativnogo sotsial'nogo prognozirovaniya // Filosofskie nauki. №5, 1986, s. 3-12.

3. Bestuzhev-Lada Igor'. Issledovaniya buduschego: problemy i resheniya. // Tsentr gumanitarnykh tekhnologij. Informatsionno-analiticheskij portal.. 28.08.2006 g.. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2633.

4. Burd'yo, P'er. O televidenii i zhurnalistike / Per. s fr. T.Anisimovoj, Yu.Markovoj; Otv. red., predisl. N.Shmatko. — M.: Fond nauchnykh issledovanij "Pragmatika kul'tury", Institut ehksperimental'noj sotsiologii, 2002. — 160 s.

5. Burlakov V.A. Strategicheskaya kommunikatsiya kak metod sovremennoj geopolitiki // Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya. № 2 (37), 2016, s. 7-15.

6. Bylevskij, Pavel / Don Rumata i Pavel Sudoplatov. // «Zavtra» - blogi i soobschestva. Avtorskij blog Pavla Bylevskogo. 4 fevralya 2019. URL: http://zavtra.ru/blogs/don_rumata_i_pavel_sudoplatov

7. Vazyulin V.A. Logika istorii. Voprosy teorii i metodologii. – M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1988. – 328 s.

8. Vezhbitskaya A. Yazyk. Kul'tura. Poznanie. M.: Pucskie slovari, 1996. 416 s.

9. Gavra D.P. Kategoriya strategicheskoj kommunikatsii: sovremennoe sostoyanie i bazovye kharakteristiki // Vek informatsii.. №3 (4), 2015, s. 229-233.

10. Gegel' G.V.F. Ehntsiklopediya filosofskikh nauk. Nauka logiki. – M.: Mysl', 1974. T. 1 : 3 : str. 452 . Filos. nasledie. T.63.

11. Gendin A. M. Predvidenie i tsel' v razvitii obschestva : (Filosofsko-sotsiologicheskie aspekty sotsial'nogo prognozirovaniya) / red. Golosov V. F.. Krasnoyarsk : Izd-vo Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta, 1970. 435 s.

12. Dugin A.G Chetvyortaya politicheskaya teoriya. Rossiya i politicheskie idei KhKhI veka. SPb.: Amfora, 2009. 343 s.

13. Dulina N. V. i Tokarev V. V. Prodolzhaya Grushina // Izvestiya VolgGTU Volgograd. № 9 (112), 2013, s. 185-187.

14. Istoriya psikhologii. Period otkrytogo krizisa (nachalo 10-kh - seredina 30-kh godov XX v.). Teksty. Izdanie vtoroe, dopolnennoe. Pod redaktsiej P. Ya. Gal'perina, A. I. Zhdan. M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta – 1992

15. Leont'ev D.A. Chto daet psikhologii ponyatie sub'ekta: sub'ektnost' kak izmerenie lichnosti // Ehpistemologiya & filosofiya nauki. №3, 2010 T. XXV, s. 136-153.

16. Lepskij V.E. Sub'ektno-orientirovannyj podkhod k innovatsionnomu razvitiyu. M.: Izd-vo «Kogito-Tsentr», 2009. – 208 s.

17. Mazurova L. Potrebitel' nynche v defitsite // "Literaturnaya gazeta". 8 avgusta 2007, No32 (6132).URL: https://lgz.ru/article/N32--6132---8-08-2007-/Potr%D0%B5bit%D0%B5ly-n%D1%8Bnch%D0%B5-v-d%D0%B5fitsit%D0%B5_1154/

18. Makarov V. L., Bakhtizin A. R., Sushko E. D. Agent-orientirovannye modeli kak instrument aprobatsii upravlencheskikh reshenij. // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. № 12, 2016, s.16-25

19. Manifest // Sajt Sergeya Georgievicha Kara-Murzy URL: http://old.xn----7sbab8aor3ad3a.xn--p1ai/node/1.

20. Mejson, Pol. Postkapitalizm Putevoditel' po nashemu buduschemu / Paul Mason PostCapitalism A Guide to Our Future. M.: «Ad Marginem Press», 2016. 480 s.

21. Momdzhyan K.Kh. Vvedenie v sotsial'nuyu filosofiyu. M. : Vyssh. shk., KD "Universitet", 1997. 448 s.

22. Osnitskij A.K. Problemy issledovaniya sub'ektnoj aktivnosti // Voprosy psikhologii. №1, 1996 , s. 5-19.

23. Osnitskij A.K. Struktura i funktsii regulyatornogo opyta v razvitii sub'ektnosti cheloveka // Sub'ekt i lichnost' v psikhologii samoregulyatsii; pod red. V.I. Morosanovoj. – M.- Stavropol', 2007, s. 233-255;

24. Otdel strategicheskikh kommunikatsij. / Organizatsiya ob'edinennykh natsij. Sekretariat. Departament obschestvennoj informatsii. URL: http://www.un.org/ru/sections/department-public-information/department-public-information/strategic-communications/index.html

25. Panarin I.N. Gibridnaya vojna protiv Rossii (1816 – 2016 gg.). M.: Goryachaya liniya-Telekom, 2017. 222 s.

26. Pashentsev E.N. Strategicheskaya kommunikatsiya Kitaya v Latinskoj Amerike i ee interpretatsiya v SShA (data obrascheniya: 06.11.2018) // Gosudarstvennoe upravlenie. Ehlektronnyj vestnik. FGU MGU, №36, 2013. s. 80-98. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/36_2013pashentsev.htm.

27. Petrovskij V.A. Printsip otrazhennoj sub'ektnosti v psikhologicheskom issledovanii lichnosti // Vopr. psikhol., № 4. 1985.

28. Pyatakov A.N. Latinoamerikanskie podkhody k probleme globalizatsii: vzglyad skvoz' XXI vek. // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. №1, 2018, T. 62, s. 86–94.

29. Radchenko E.V., Rang K.A. Ponimanie sub'ektnosti v filosofii i yazykoznanii // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika. . №2, 2012, s. 74-78.

30. Segal A. P. Operezhaya vremya. Pamyati A. M. Gendina // Sibirskij uchitel'. – Novosibirsk,. №6 (109), 2016, s. 66–69.

31. Segal A. P. Svobodnoe vremya svobodnogo truda – ili novye ogorazhivaniya? // Vzglyad iz Rossii: Razmyshleniya o muzhestve leni i bezdel'e. Trud i ego sud'ba/ Blick aus Russland:Gedanken ?ber den Mut zur Faulheit und zum Nichtstun- Die Arbeit und ihr Schicksal / Kollektivnaya monografiya. – M.: MGU, 2017.

32. Slovar' prakticheskogo psikhologa. / Sost. Golovin S.Yu. — Minsk: Kharvest. 1998. 551 s.

33. Starykh N.V. Strategicheskie kommunikatsii: bazovye printsipy proektirovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. ser. 10. zhurnalistika.. 2013 g.. №2. S. 5-26.

34. Strategicheskie kommunikatsii v biznese i politike. Tezisy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. Sankt-Peterburg : Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet, 2015.

35. Taleb, Nassim Nikolas. Chernyj lebed'. Pod znakom predskazuemosti. M.: KoLibri, 2009.

36. Transformatsiya mezhdunarodnykh otnoshenij v XXI veke. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. M.: Diplomaticheskaya akademiya Ministerstva inostrannykh del Rossijskoj Federatsii, 2016. – 436 s.

37. Urri D. Kak vyglyadit buduschee? / Per. s angl. A. Matveenko. M.: Izdatel'skij dom Delo, RANKhiGS, 2018. 320 s.

38. Shvedskij uchenyj vyskazalsya za upotreblenie chelovechiny v pischu. // RIA Novosti. 10.09.2019. URL: https://ria.ru/20190910/1558509356.html

39. Bourdieu Pierre Sur la t?l?vision. - Paris : Liber-Raisons d'agir, 1996.

40. Drucker Peter F. Management Challenges for the 21st Century. - NY : HarperCollinsPublisbers, 1999. # 1 : r. 207.

41. Drucker Peter F. The practice of management. - New York : Harper & Row, 1954. #1 : r. 404.

42. Gerren Keith Gaynor. Scientist suggests eating human flesh to fight climate change. // The New-York Post. September 9, 2019. URL: https://nypost.com/2019/09/09/scientist-suggests-eating-human-flesh-to-fight-climate-change/

43. Taleb Nassim Nicholas The Black Swan: the impact of the highly improbable. London : Penguin, 2010 [2007]. 2nd ed.

44. The Joint Publication 1-02, Department of Defense Dictionary of Military and Associated Terms/ Defense Technical Information Center. November 8, 2010. URL: http://pentagonus.ru/_ld/7/748_jp1_02.pdf

Система Orphus

Loading...
Up