Концепция взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада) в текстах палийского канона

 
Код статьиS000523100001905-9-1
DOI10.31857/S000523100001905-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирантка
Аффилиация: Кафедра Истории зарубежной философии Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы202-212
Аннотация

В статье анализируется раннебуддийская концепция причинности (пратитья-самутпада) в аспекте ее связи с доктринальными установками раннебуддийских школ. Обсуждаются альтернативные «классическому» списку двенадцати звеньев причинности (нидан) списки, принадлежащие школам раннего буддизма. В начале статьи автор уделяет внимание сообщениям палийских источников об открытии Благословенным принципа пратитья-самутпада. Существующие варианты данного нарратива отражают закономерности существования философских концептов в раннебуддийской текстовой традиции. Отдельные разделы статьи составляют рассмотрение характеристик нидан в источниках и анализ проблемы возможности формализованной записи пратитья-самутпады. В заключении автор излагает существующие подходы исследователей к определению отличия буддийского учения о причинности и европейского понимания каузальности. На основании интерпретации всех перечисленных аспектов проблемы причинности автор делает вывод о философском смысле фундаментального теоретического принципа пратитья-самутпада в религиозно-философской системе раннего буддизма.

Ключевые словаранний буддизм, каузальность, пратитья-самутпада, ниданы, раннебуддийские школы, палийский канон, бодхи
Получено18.12.2018
Дата публикации19.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1714

Оценка читателей: голосов 0

1. Catuṣpariṣatsūtra 2008 – Catuṣpariṣatsūtra ed. by J. Gippert, Frankfurt, 2008, http://titus.uni-frankfurt.de/texte/etcs/ind/aind/bskt/cps/cps.htm

2. Kathāvatthu 1891 – Kathāvatthu ed. by A.C.Taylor, London: Pali Text Society, Oxford University Press, 1891.

3. The Kathāvatthu 1961 – The Kathāvatthu, general editor Bhikkhu J. Kashyap, Pali Publication Board (Bihar Government), 1961.

4. Лысенко, Терентьев, Шохин 1994 – Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма, М.: Восточная литература РАН, 1994.

5. Щербатской 1988 – Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988.

6. Bucknell, R.S. (1999) Conditioned Arising Evolves: Variation and Change in Textual Accounts of the Paṭicca-sammuppāda Doctrine // JIABS, v. 22, № 2, pp. 311–342.

7. Bareau, A. (2005) Buddhist Sects of the Lesser Vehicle, tr. by G.M. Chodron, https://suvacobhikkhu.wordpress.com/buddhist-sects/

8. Dependent Origination (2016), web., Barre Centre for Buddhist Studies. 8-10 April, 2016, http://www.leighb.com/Dobcbs.pdf

9. Lamotte, E. (1980) Conditioned Co-production and Supreme Enlightenment // Balasooriya, S, Bareau, A., Gombrich, R., Gunasinghe, S., Mallawarachchi, U., Perry, E. (ed.), Buddhist Studies in Honour of Walpola Rahula, Gordon Fraser Gallery, London, pp. 118–132.

10. Kalupahana, David J. (1975) Causality: The Central Philosophy of Buddhism, Honolulu.

11. Macy, J.R. (1979) Dependent Co-arising: The Distinctiveness of Buddhist Ethics // The Journal of Religious Ethics, vol. 7, № 7 (Spring, 1979), pp. 38–52.

12. Rhys-Davids, T.W. (2005) Pali-English Dictionary, Chicago. Articles Paccaya, p. 712, Paṭicca-samuppāda, p. 730.

13. Ronkin, N. (2005) Early Buddhist Metaphysics. The Making a Philosophical Tradition, Oxford centre for Buddhist studies, Routledge Curzon, chapter 5 Causation as the handmaid of metaphysics: from the paṭiccasamuppāda to Paṭṭhāna, pp. 193–244.

14. Vertogradova, V. (1990) Clay Tablets with Indian Texts from Khisht-Tepa // International Association for the Study of Culture of Central Asia. Information Bulletin, № 17, pp. 21–31.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх