О философской оправданности хайдеггеровского обращения с языком

 
Код статьиS004287440001903-8-1
DOI10.31857/S004287440001903-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Философский факультет СПбГУ
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы176-189
Аннотация

В статье систематизированы языковые новшества Хайдеггерова философского письма, которые проанализированы на примерах и на этом основании показано, что между содержательными задачами Хайдеггера и его способом их изложения имеется закономерная взаимосвязь. Называются общепринятые в философском тексте вплоть до 1920-х гг. языковые конвенции, касающиеся устройства и способа введения и использования терминологии, а также терминологической насыщенности текста. Как оказывается, все они были серьезно нарушены в Sein und Zeit, а затем в работах позднего периода. Хайдеггер терминологизирует некорневые морфемы, создает бескорневые слова (umhaft), нарушает запрет на тавтологичность суждений (die Welt weltet, die Sprache spricht), порождает чрезмерно перегруженные композиты (Gewissen-haben-wollen), обрывает отточием синтаксические конструкции управления (Fragen nach…, Anfragen bei…). Наконец, достаточно многочисленны терминологические неологизмы с намеренно многозначной деривацией, все варианты которой должны быть учтены для адекватного понимания текста (Abkünftigkeit, Vorhabe, vorgängig и др.). Вместе все эти нововведения не только претендуют на создание нового канона функционального философского стиля, но и побуждают читателя к выработке обновленного умения понимать текст. Релятивизируется незыблемое прежде противопоставление лексемы (в том числе термина) как схватываемой умом в неподвижности единицы языка и синтаксической конструкции как требующей движения мысли. Благодаря этому читатель получает шанс выработать способность к присутствию при деятельности своего ума, а именно это присутствие, но не предметно сфокусированная мысль, и открывает, по Хайдеггеру, нам бытие как не некий предмет.

Ключевые словасемантика, синтаксис, Хайдеггер, неологизм, понимание, бытие, функциональный стиль, однозначность, процессы понимания
Источник финансированияИсследование поддержано грантом РФФИ, проект No 16-03-00806 «Методологические проблемы исследования истории философии в контексте переводоведения».
Получено18.12.2018
Дата публикации19.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1666

Оценка читателей: голосов 0

1. Heidegger, Martin (1967) Sein und Zeit, Max Niemeyer, Tübingen.

2. Heidegger, Martin (1994) Holzwege, Klostermann, Frankfurt am Main.

3. Арно, Лансло 1991 – Арно А., Лансло К. Грамматика Пор-Ройяля Л.: ЛГУ, 1991.

4. Делёз 1998 – Делез Ж. Логика смысла. Москва, Екатеринбург, 1998.

5. Карнап 1993 – Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка. Перевод А.В. Кезина // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1993. № 6. С. 11–26.

6. Хайдеггер 1997 – Хайдеггер М. Бытие и время. M.: Ad Marginem, 1997.

7. Зильберман 1972 – Зильберман Д.В. Откровение в адвайта-веданте как опыт семантической деструкции языка // Вопросы философии. 1972. № 5. С. 117–129.

8. Черняков 2001 – Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх