Парадоксы «Лекции об этике» Л. Витгенштейна

 
Код статьиS004287440001530-8-1
DOI10.31857/S004287440001530-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент Школы философии
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы186-196
Аннотация

Статья является первым в русскоязычной литературе анализом «Лекции об этике» 1929 г., выдержанным в формате полемики с устоявшимися трактовками Витгенштейна. Предметом дискуссии этих трактовок является позиция Витгенштейна относительно статуса высших (этических) смыслов и ценностей. В статье показано, что высказывания Витгенштейна имеют не теоретический, а методический характер: Витгенштейн не утверждает и не отрицает существование «высшего», он создает оптику, в которой непосредственно обнаруживается нечто, не сводимое к фактическим, «тривиальным» контекстам. Этот метод, будучи освоенным, может иметь самое широкое применение, позволяя отслеживать нетривиальные ценностно-смысловые компоненты во всех случаях их проявления: в философских учениях, в литературе, в политических дискуссиях, в собственных переживаниях и т.п. В последней части работы показано, каким образом метод Витгенштейна раскрывает несостоятельность программы позитивизма: критикуя «наивный» абсолютизм донаучных форм культуры (мифа, религии, этики, метафизики), позитивизм не распознает присущие этим формам нетривиальные содержания, и потому считает возможным редуцировать эти формы к фактам, нивелируя, тем самым, их подлинный смысл.

Ключевые словаВитгенштейн, «Лекция об этике», позитивизм, «решительное прочтение»
Получено21.10.2018
Дата публикации23.10.2018
Кол-во символов37375
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Есть люди, говорящие, что Бога

нет. Но что меня действительно раз-

дражает, так это ссылки на меня для

обоснования подобных воззрений.

А. Эйнштейн

2

Введение

3

О трудностях понимания ранних текстов Витгенштейна наглядно свидетельствует устойчивая полярность их интерпретаций и практически полное отсутствие следов их положительного влияния на современную философию. Предлагаемый анализ должен, по нашему замыслу, прояснить некоторые не учтенные в сложившихся интерпретациях особенности его метода и показать, в чем могло бы состоять положительное влияние Витгенштейна, во всяком случае, такое, которое он сам мог бы счесть удовлетворительным.

4

В связи с последним пунктом мы ставим задачу оспорить, насколько это в наших силах, позитивистскую интерпретацию его идей. Мы видим серьезную проблему в том, что позитивизм десятилетиями использует идеи Витгенштейна с целью оправдать и укрепить собственные представления, притом, что правильное понимание Витгенштейна ставит под удар именно эти представления. Сам Витгенштейн не разделял сциентистского энтузиазма позитивистов, их пренебрежения к тому, что не укладывается в научную картину мира. Как пишет Ян Гранд, Витгенштейн опасался, что набирающая обороты позитивистская стратегия «приведет нас не к лучшему миру, а к гибели цивилизации» [Ground 2017 web]. Трудно судить, насколько реалистичны такие прогнозы, но, в любом случае, стоило бы защитить взгляды Витгенштейна от неоправданных притязаний позитивизма.

5

Прежде всего, мы надеемся показать, что характерная для Витгенштейна радикальная интерпретация языка является искусственным приемом, методом, а не выводом, хотя в большинстве случаев его радикальные заявления воспринимаются именно как вывод, как конечный результат его исследований. В итоге радикализм оказывается присущ самим интерпретаторам Витгенштейна; в особенности это касается двух альтернативных направлений, каждое из которых фокусируется на одной из сторон его метода (ошибочно принимаемого за вывод): «решительное прочтение» (например, К.С. Пандей (см.: [Pandey 2009]), Д. Конант (см.: [Конант 2013, 362]), К. Даймонд (см.: [Diamond 1991, 199–204]), П. Донателли (см.: [Donatelli 2017]) и др.1 ) и «традиционное», или, иначе, «трансценденталистское» прочтение (например, Л. Хьюз (см.: [Hughes 2009]), С. Баррет (см.: [Barrett 1991]), Д. Мерш (см.: [Mersch 2009]), У. Арнсвальд (см.: [Arnswald 1999]) и др. (см.: [Arnswald 2009b ])). Согласно первому направлению, указание Витгенштейна на бессмысленность философии означает также отрицание им всех идей абсолютного характера, согласно второму направлению, Витгенштейн косвенно признавал особый статус этих идей и отводил им место в мистической сфере, за пределами языковой реальности.

6

В последние годы в исследовательской среде устойчиво лидирует первое направление, представители которого упрекают «традиционалистов» в буквальной и доктринальной интерпретации Витгенштейна. В частности, Д. Конант замечает, что тексты Витгенштейна не содержат какой-либо онтологии или этики, а создают установку, в которой читатель сам может осознать бессмысленность любых философских доктрин [Конант 2013, 364].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 2430

Оценка читателей: голосов 0

1. Айер 1993 – Айер А.Д. Язык, истина и логика (глава 6) / Грязнов А.Ф. (ред.) Аналитическая философия: Избранные тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 50–65.

2. Витгенштейн 1958 – Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Наука, 1958.

3. Витгенштейн 1989а – Витгенштейн Л. Заметки о «Золотой ветви» Дж. Фрезера // Историко-философский ежегодник. 1989. М.: Наука, 1989. С. 251–261.

4. Витгенштейн 1989б – Витгенштейн Л. Лекция об этике // Историко-философский ежегодник. 1989. М.: Наука, 1989. С. 238–245.

5. Витгенштейн web – Витгенштейн Л. Беседы о Фрейде // http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001023/st000.shtml

6. Карнап 1993 – Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. М., 1993. № 6. С. 11–26.

7. Конант 2013 – Конант Д. Чем в «Трактате» не является «Этика» / Трансцендентное в современной философии: направления и методы. СПб.: Алетейя, 2013.

8. Arnswald, Ulrich (1999) ‘Was du Mistvieh, du willst keinen Unsinn reden?’, Meixner, Uwe, Simons, Peter M. (Hrsg.) Metaphysik im postmetaphysischen Zeitalter. Beiträge des 22. Internationalen Wittgenstein Symposiums 15. bis 21. August 1999, Ludwig Wittgenstein Gesellschaft, Kirchberg am Wechsel, pp. 31–39.

9. Arnswald, Ulrich (2009a) ‘The Paradox of Ethics – “It leaves everything as it is”’, Arnswald, Ulrich (ed.) In Search of Meaning: Ludwig Wittgenstein on Ethics, Mysticism and Religion, Universitätsverlag Karlsruhe, Karlsruhe, pp. 1–24.

10. Arnswald, Ulrich (ed.) (2009b) In Search of Meaning: Ludwig Wittgenstein on Ethics, Mysticism and Religion, Universitätsverlag Karlsruhe, Karlsruhe.

11. Barrett, Сyril (1991) Wittgenstein on Ethics and Religious Beliefs, Basil Blackwell, Oxford.

12. Bronzo, Silver (2012) ‘The Resolute Reading and Its Critics. An Introduction to the Literature’, Wittgenstein-Studien, Vol. 3 (2012), pp. 45–80.

13. Conant, James (2002) ‘The Method of the Tractatus’, Reck, Erich H. (ed.) From Frege to Wittgenstein: Perspectives on Early Analytic Philosophy, Oxford University Press, Oxford, pp. 374–423.

14. Diamond, Cora (1991) The Realistic Spirit: Wittgenstein, Philosophy, and the Mind, MIT Press, Harvard.

15. Donatelli, Piergiorgio (2017) ‘The Problem of “The Higher” in Wittgenstein’s “Tractatus”’, Phillips, D. Z., von der Ruhr, Mario (ed.) Religion and Wittgenstein's Legacy, London, Ashgate.

16. Ground, Ian (2017) The Relentless Honesty of Ludwig Wittgenstein, https://www.the-tls.co.uk/articles/public/ludwigwittgenstein-honesty-ground/

17. Hughes, Liam (2009) ‘“If there is any value that does have value, it must lie outside the whole sphere of what happens and is the case.” (TLP 6.41)’, Arnswald, Ulrich (ed.) In Search of Meaning: Ludwig Wittgenstein on Ethics, Mysticism and Religion, Universitätsverlag Karlsruhe, Karlsruhe, pp. 51–66.

18. Mersch, Dieter (2009) ‘“There are, indeed, things that cannot be put into words.” (TLP 6.522) Wittgenstein’s Ethics of Showing’, Arnswald, Ulrich (ed.) In Search of Meaning: Ludwig Wittgenstein on Ethics, Mysticism and Religion, Universitätsverlag Karlsruhe, Karlsruhe, pp. 25–50.

19. Pandey, K.C. (2009) Religious Beliefs, Superstitions and Wittgenstein, Readworthy, New Delhi.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх