Духовно-нравственный феномен пассивного поведения в парадигме апокалиптических и эсхатологических концепций

 
Код статьиS004287440001357-7-1
DOI10.31857/S004287440001357-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший преподаватель кафедры философии и религиоведения
Аффилиация: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Адрес: Российская Федерация, Владимир
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы101-111
Аннотация

Данная статья рассматривает соотношение пассивного поведения индивида и сотериологических концептов эсхато-апокалиптических систем. Для этого общим апокалиптическим концептам противопоставлены принципы поведения человека согласно учению Эпикура, вероучению буддизма и даосизма. Проанализирован аспект «страдания» как важный компонент апокалиптики, рассматриваемый перечисленными учениями как зло, которого необходимо избегать. Далее в статье затронут вопрос ответственности. Принцип «алиби» по отношению к бытию свойствен в разной степени и буддизму, и даосизму, и учению Эпикура об атараксии. Однако для эсхато-апокалиптических систем ответственность – один из важнейших сотериологических элементов. Также в статье проведён анализ «созерцания» как методики познания, в том числе в сфере трансцендентного, характерной для буддизма, даосизма и деятельной методики эсхато-апокалиптических концепций. Уделено внимание вопросу аксиологической оценки «телесности» с точки зрения как эсхато-апокалиптических систем, так и буддизма, даосизма и учения Эпикура. Также в статье рассмотрен вопрос трансгрессии и проведен анализ дефиниции «справедливости» в вышеперечисленных учениях.

Ключевые словаапокалиптика, эсхатология, «недеяние», атараксия, буддизм, даосизм, справедливость, страдания, аффекты, трансгрессия, зло, добро, инициация, трансмиссия знаний
Получено19.10.2018
Дата публикации23.10.2018
Кол-во символов36450
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1

Под «эсхато-апокалиптическими системами» мы понимаем совокупность эсхатологических и апокалиптических взглядов, характерных для той или иной религиозной традиции или философской системы, отражающих не только события онтологического разрушения мироздания и последующие его метаморфозы, но и раскрывающие особенности духовных, психологических и моральных аспектов развития и деградации индивида, что имеет непосредственное отражение в его поведении; сюда мы относим не только такие традиции, как христианство, но и нетрадиционные религиозные движения апокалиптического толка.

2

Для рассмотрения поставленной темы необходимо проанализировать в качестве примеров: принцип «бездеятельности», «недеяния» в даосизме и буддизме, а также учение об атараксии Эпикура. Для начала коснемся этиологического и телеологического субстрата учения о недеянии в вышеперечисленных концепциях. Атараксия представляет собой концепцию постепенного уничтожения плотских желаний и ограничения потребностей минимумом, необходимым для жизни, что должно исключить страдания и душевные тревоги [Эпикур 1955, 210]. Самый важный вопрос, который может вызывать душевные мытарства и смятение, – сотериологические и эсхатологические аспекты индивидуального и общечеловеческого характера, – здесь не обсуждается, так как душа, по Эпикуру, смертна.

3

Учение буддизма связывает недеяние с концепцией аффектов, а также методикой борьбы с ними, так как именно аффекты привязывают человека к материальному миру. В буддизме существует многосоставное представление о структуре индивида1, где нет места такой категории, как «душа». Посмертное существование раскрывается в двух аспектах: либо вращение в кругу перерождений (сансара), либо достижение освобождения из него (нирвана). В парадигме эсхатологии нирвана не тождественна состоянию индивида, находящемуся в раю или аду.

4

Даосизм известен принципом «недеяния» более других религий и философских концепций: «Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало» [Дао де цзин 2013, 53]. Человек поддаётся течению событий, которым управляет Дао, словно плывёт по реке. Чрезмерная деятельность порождает дисбаланс и отхождение от Дао. Важными принципами для этого учения являются отрешение от пристрастий и сохранение спокойствия. Человек должен следовать Дао, а Дао со временем изменяет вещи, и в итоге вещи и события соответствуют желаниям индивида, который следует путём Дао; это исключает любое беспокойство, недовольство. Бессмертие души связано с бессмертием тела, поэтому сотериология и индивидуальная эсхатология связана с идеями трансмутации, трансгрессии и телесного бессмертия.

5

Страдания – неотъемлемый элемент эсхато-апокалиптических концепций; здесь страдания стимулируют нравственное поведение, побуждают индивида к выбору между злом и добром.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1358

Оценка читателей: голосов 0

1. Бахтин 2003 – Бахтин М.М. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. М.: Русские словари, 2003.

2. Буддийская классика 2008 – Буддийская классика Древней Индии. Слово Будды и трактаты Нагарджуны. Перевод с пали, санскрита и тибетского языков с комментариями В. П. Андросова. М.: Открытый Мир, 2008.

3. Вебер 1994 – Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

4. Генон 2008 – Генон Р. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008.

5. Гоббс 2001 – Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001.

6. Дао де цзин 2013 – Дао де цзин. Пер.и прим. Ян Хин-Шуна. СПб.: Азбука, 2013.

7. Ильин 1996 – Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 5. М.: Русская книга, 1996.

8. Кант 1994 – Кант И. Сочинения. В 8 т. Т. 6. М.: Чоро, 1994.

9. Мур 1984 – Мур Дж. Э. Принципы Этики. М.: Прогресс, 1984.

10. Паскаль 2009 – Паскаль Б. Мысли. М.: Астрель, 2009.

11. Ролз 1995 – Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: НГУ, 1995.

12. Спиноза 2001 – Спиноза Б. Этика. М.: АСТ, 2001.

13. Фрейд 2014 – Фрейд З. Тотем и табу. СПб.: Лениздат, 2014.

14. Чжан Бо-Дуань 1994 – Чжан Бо-Дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пьянь). Предисл., пер. с кит. и коммент. Торчинова Е.А. СПб.: Петербуржское востоковедение, 1994.

15. Эпикур 1955 – Письма и фрагменты Эпикура. Пер. С.И. Соболевского / Дынник М.А. (ред.) Материалисты Древней Греции. М.: Политическая литература, 1955. С.179–236.

16. Андросов 2001 – Андросов А.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М.: Восточная литература, 2001.

17. Арвон 2005 – Арвон А. Буддизм. М.: АСТ, 2005.

18. Гербер 2008– Гербер Х. Мифы Северной Европы. М.: Центрполиграф, 2008.

19. Гусейнов 2012 – Гусейнов А.А. Философия – мысль и поступок: статьи, доклады, лекции, интервью. СПб.: СПбГУП, 2012.

20. Ермакова, Островская 2004 – Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб.: Азбука-классика, 2004.

21. Эндрю 1985 – Эндрю А. Искусственный интеллект. М.: Мир, 1985.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх