О понятии «символ» в трактате Порфирия «Об изваяниях» (Peri agalmatōn)

 
Код статьиS004287440001158-8-1
DOI10.31857/S004287440001158-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник Русской христианской гуманитарной академии; инженер-исследователь Института философии Санкт-Петербургского государственного университета
Аффилиация:
Русская христианская гуманитарная академия
Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №10
Страницы164-174
Аннотация

Трактат Порфирия под условным названием «Об изваяниях» сохранился лишь в виде девяти фрагментов без окончания и, возможно, поэтому пребывает в тени других его сочинений. Он посвящён истолкованию описаний древнегреческих богов и типологически близок к трактату «О пещере нимф», который давно известен отечественному читателю благодаря работам А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи. Оба текста отличаются частым употреблением понятия «символ» и предполагают определённый тип символизма. В статье показано, что в «символических» толкованиях образов и имён богов Порфирий использует анаграмматический метод, известный по «Кратилу» Платона, соединяет его, с одной стороны, со стоической аллегорезой, а с другой стороны, укореняет его в древнегреческой мифологии, всегда апеллируя к тому или иному древнему преданию. В статье отмечены элементы синтеза стоических и платонических концептов в системе взглядов Порфирия. Показана связь символизма трактата «Об изваяниях» с представлениями Порфирия о языке и принципах именования, высказаны предположения о степени сохранности оригинального текста с точки зрения когерентности излагаемого материала.

Ключевые словаПорфирий, «Об изваяниях», символ, миф, мифология, сперматический логос
Источник финансированияИсследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 17-78-10061) в Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург).
Дата публикации23.11.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1653

Оценка читателей: голосов 0

1. Беневич 2015 web – Беневич Г.И. Евсевий Кесарийский. Святые места и апология храма Гроба Господня // Архив портала Богослов.ру: Научный богословский портал. 2015. URL (http://archive.bogoslov.ru/text/4507567.html).

2. Гончарко, Курдыбайло 2017 – Гончарко О.Ю., Курдыбайло Д.С. Некоторые особенности учения о Промысле в византийской и сиро-армянской экзегезе Ин. 5:17–30 и 15:5 // Универсум платоновской мысли: Платон и античная наука: Сборник статей XXV международной научной конференции. СПб.: Изд. РХГА, 2017. С. 224–249.

3. Дворецкий 1958 – Древнегреческо-русский словарь / Сост. И.Х. Дворецкий, под ред. С.И. Соболевского. Т. 1. М.: Гос. изд. иностр. и национальных словарей, 1958.

4. Диллон 2002 – Диллон Дж. Средние платоники. 80 г. до н.э. – 220 г. н.э. СПб.: Изд. Олега Абышко: Алетейя, 2002.

5. Курдыбайло 2013 – Курдыбайло Д.С. Космогония Плотина и учение о сперматических логосах // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 14. № 3. С. 207–215.

6. Курдыбайло 2015 – Курдыбайло Д.С. От игры к мистерии: об интерпретации этимологий в диалоге Платона «Кратил» // Платоновские исследования. 2015. Т. 3. Вып. 2. С. 92–116.

7. Тахо-Годи 1999 – Тахо-Годи А.А. Термин «символ» в древнегреческой литературе // Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб.: Алетейя, 1999. С. 329–361.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх